Школьный тур олимпиады по химии. 8 класс. 2013-2014 учебный год

Задача 1. В Периодической системе (ПС) есть три элемента, русские названия которых говорят об их причастности к образованию таких веществ как уголь, кислота и вода.

  1. Назовите эти элементы. Укажите символы, которыми они обозначены в ПС.
  2. Латинские названия двух из них – «гидрогениум» и «оксигениум». Каким элементам они соответствуют?
  3. Латинское название еще одного элемента ПС – «нитрогениум» – порождающий селитру. Какой буквой обозначается этот элемент и каково его русское название? Что означает русское название этого элемента?
  4. Приведите по одному примеру (формулы и названия) бинарных (состоящих из атомов 2 элементов) соединений, в состав которых входят «гидрогениум» и каждый из трех упомянутых элементов.
  5. Вычислите массовое содержание (массовую долю) «гидрогениума» в каждом из них.
  6. Воспользовавшись Периодической системой, попробуйте перевести на русский язык латинские названия следующих металлов: aluminium, natrium, ferrum, cuprum, aurum, argentum, hydrargirum, plumbum.

Задача 2. Если Вы смотрите на окружающий мир не только с позиции потребителя, а еще и задаетесь вопросом, как он устроен, то легко справитесь с большей частью этого задания. В приведенном кроссворде по горизонтали зашифрованы названия простых веществ и химических элементов, а в одном из столбцов по вертикали – некое слово, имеющее непосредственное отношение ко всем этим элементам.

олимпиада по хими

Разгадайте все названия и ключевое слово и объясните, как оно связано с этими элементами.

 

1. Из этого металла сделано множество электрических проводов, делающих Вашу жизнь ярче и светлее.

2. А соединения этого элемента «отвечают» за то, чтобы Ваша жизнь была еще и теплее!

3. С оксидом этого элемента Вы часто играли еще в глубоком детстве. А если летом ходили купаться на пляж, то обязательно видели там его неисчерпаемые запасы. “Do not eat!”.

4. Что характерно, на том же пляже Вы видели не меньшие запасы оксида и этого элемента. А без этого оксида жизни нет никакой вообще!

5. Запах оксида этого элемента Вы ощущаете всякий раз, когда зажигаете обыкновенную спичку.

6. Это простое вещество необходимо нам просто как воздух! А точнее, воздух без него нам и вовсе не нужен.

7. Порывшись в карманах или сумочке, Вы почти наверняка обнаружите изделия из этого металла целиком, или содержащие его в составе сплава.

8. А вот изделия из этого металла по карману уже не каждому! Правда, на большей части девушек что-нибудь эдакое все же и найдется.

9. Иногда кажется, что этого тяжелого металла лучше бы и не было вовсе. Ядовитая типографская краска, присадка к бензинам, уродующая экологию, пули и снаряды – вот неполный перечень его «заслуг» перед человечеством. Но ведь есть еще автомобильные аккумуляторы, оплетки силовых кабелей, тяжелые и легкоплавкие сплавы, защита от рентгеновского излучения и т.д.

 

Задача 3. «Кислотные осадки» – следствие деятельности человека: при сжигании различного топлива (бензина, нефти, угля) в атмосферу выделяется огромное количество вредных газов. Взаимодействуя с кислородом воздуха и атмосферной влагой, эти газы превращаются в серную и азотную кислоты.

  1. Напишите формулу серной кислоты, если известно, что в состав ее молекулы входят (по порядку) два атома водорода, один атом серы и четыре атома кислорода.
  2. Напишите формулу азотной кислоты, если известно, что в состав ее молекулы входят (по порядку) один атом водорода, один атом азота и три атома кислорода.
  3. Определите относительные молекулярные массы серной и азотной кислот.
  4. Некоторый химический элемент третьего периода образует кислоту, у которой значение относительной молекулярной массы такое же, как у серной кислоты, причем количество атомов кислорода в этих кислотах одинаково. Определите этот элемент и напишите формулу кислоты.
  5. Сравните строение атомов серы и фосфора.
  6. Атомы серы или фосфора проявляют более ярко выраженные неметаллические свойства. Ответ обоснуйте.
  7. Какие из перечисленных явлений относят к физическим, а какие – к химическим: а) сгорание бензина, б) выплавка железа из руды, в) идет дождь, г) разрушение мраморных скульптур под действием кислотных осадков, д) растворение азотной кислоты в воде, е) обугливание лучинки в серной кислоте.

Задача 4.

В ювелирном деле традиционно используют драгоценные камни, например, рубин, сапфир, аметист. Эти камни отличаются большой прочностью, прозрачностью и яркостью окраски. Рубин – драгоценный камень красного, аметист – фиолетового, сапфир – синего цвета. Однако не все знают, что цвет этих камней зависит только от примесей, а основной химический состав у них одинаков. Основное вещество этих драгоценных камней содержит 52,94% алюминия и 47,06% кислорода, а относительная молекулярная масса вещества больше относительной молекулярной массы водорода в 51 раз.

  1. Определите формулу этого вещества.
  2. Какое это вещество – простое или сложное? Ответ объясните.
  3. Напишите известные Вам области применения алюминия.
  4. Сколько электронов содержится на внешнем энергетическом уровне атома алюминия?

 Задача 5. Мысленный эксперимент.

Предложите способ разделения смеси, состоящей из поваренной соли и глины. Какое оборудование вам понадобится? На каких физических свойствах веществ основан метод разделения?

 

Поставь закладку:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *