Рабочая программа курса химии. 10 класс

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование

Содержание образования

Учебно-методическое обеспечение программы

Требования к уровню подготовки обучающихся

Критерии оценивания учебных достижений обучающихся

Примерное поурочное планирование

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1089 от 05.03.04; регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 17.01.2006 г. № 15-ПП; Образовательной программы школы, утвержденной приказом № 61 от 27.08.2010 г.; программы курса химии 8–11 классов (авт. Габриелян О.С.) и примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень).

Данная программа конкретизирует и расширяет содержание отдельных тем образовательного стандарта в соответствии с образовательной программой школы, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательности их изучения с учетом внутрипредметных и межпредметных связей, логики учебного процесса школы экологической культуры. Программа содержит набор демонстрационных, лабораторных и практических работ, необходимых для формирования у учащихся специфических для учебного предмета химия знаний и умений, а также ключевых компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности и бытовой сфере. Реализация программы создает условия для развития экологической культуры учащихся, как основной идеи образовательной программы школы.

Курс химии направлен на:

  • формирование у учащихся химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;
  • развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически грамотного поведения в быту и трудовой деятельности;
  • выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;
  • формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.

Содержание курса выстроено с учётом психолого-педагогических принципов, возрастных особенностей школьников. Старший школьный возраст характеризуется завершением психофизического развития человека, утверждением базовых ценностей, определяющих личностное и профессиональное самоопределение обучающегося во всей последующей жизни. Формируется устойчивая система ведущих ценностных ориентаций и установок в социально-политической, экономической, эстетической и экологической сферах деятельности в соответствии с принятыми нравственными, эстетическими, трудовыми нормами и правилами. Происходит принятие основных социальных ролей: работника, родителя, гражданина, патриота родного края. Основное внимание должно уделяться развитию логического мышления, активизация которого происходит на основе познания основных законов организации природного и социального мира, тенденций и противоречий развития региона, страны, всего человечества.

В основе содержания курса химии лежат ведущие системообразующие идеи:

  • материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
  • причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
  • познаваемость веществ и закономерностей химических реакций;
  • объясняющая и прогностическая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;
  • конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте веществ и химической эволюции;
  • законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;
  • наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
  • развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

Целями изучения химии в старшей школе на профильном уровне являются:

  • освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
  • овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;
  • воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;
  • применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.

Основу изучения курса химии основной школы составляют:

1)      деятельностный подход;

2)      витагенный подход к изучению предмета;

3)      идеи системного подхода;

4)      проектный метод;

5)      принцип интегративного подхода в образовании;

6)      использование электронных образовательных ресурсов.

Реализация данной рабочей программы предполагает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на профильном уровне являются:

умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

исследование несложных реальных связей и зависимостей;

определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;

использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Особенности курса, отличающие его от ФК ГОСа, других программ:

  • данный курс как в теоретической, так и в фактологической части является практикоориентированным: понятия, законы, теории, вещества, и процессы рассматриваются в плане их практического значения, использования в повседневной жизни, роли в природе и производстве;
  • широкое применение интегративного подхода. Основным интегрирующим элементом является понятие «вещество» во всех формах его проявления. Это способствует формированию единой естественно-научной картины мира;
  • применение электронных образовательных ресурсов во время классной и домашней работы;
  • увеличена доля химического эксперимента, в том числе лабораторного, выполняемого самими учащимися. Пересмотрены подходы к проведению демонстрационного и лабораторного эксперимента, в частности включены элементы исследовательского характера, проблемный подход к постановке и результатам;
  • усиление экологической составляющей;
  • высокий теоретический уровень, который позволяет сделать процесс обучения максимально развивающим.

Реализация Р(НР) компонента ГОС осуществляется через:

  • включение в содержание учебных тем регионального материала, что способствует формированию ключевой компетентности в гражданско-общественной деятельности и бытовой сфере (содержание обучения, реализующее Р(НР) компонент ГОСа в тексте программы выделено цветом);
  • формы учебных занятий и используемые педагогические технологии, способствующие формированию компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  • осуществление оценивания уровня учебных достижений учащихся по трем составляющим образованности.

Реализация содержательных линий образования регионального (национально-регионального) компонента осуществляется в той или иной форме и степени в каждой учебной теме. Содержание каждой из образовательных линий нацелено на выработку практических навыков гармоничного взаимодействия учащихся с природным и социальным миром региона, тем самым, обеспечивает реализацию требований компетентностного подхода в обучении.

Основные направления реализации содержательных линий:

  • художественная культура формируется посредством знакомства с художественными памятниками, изготовленными из различных веществ, историей становления и развития некоторых ремесел;
  • социально-экономическая и правовая культура – законодательные акты, направленные на сохранение экологической безопасности региона, страны, мира;
  • культура здоровья и охраны жизнедеятельности через организацию учебного места, химически правильное поведение для сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей;
  • экологическая культура формируется через изучение веществ, их влияния на организм человека, экосистемы;
  • информационная культура формируется через изучение и применение различных методов познания (эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция); умение работать с информацией, закодированной различным образом (химическая формула, уравнение реакции, модель молекулы, текст, график, таблица, рисунок).

 

В разделе «Содержание образования» учебный материал, реализующий или находящийся в идеологии Р(НР)К ГОС, выделен цветом.

 

 

Реализация компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта в той или иной степени осуществляется при изучении всех тем.

Первое направление реализации Образовательной программы школы – концептуализация содержания экологического образования и реализация всех содержательных направлений в рамках образовательной системы.

Цель: включение в содержание образования курса химии экологической составляющей, модернизация форм организации образовательного процесса с точки зрения их экологизации.

Задачи:

  • содержательное расширение экологического образования: от экологии среды к экологии тела и экологии души;
  • углубляющаяся экологизация образовательной системы, которая проявляется в общем процессе экологизации курса физики основной школы;
  • расширение исследовательской, проектной деятельности учащихся, направленных на решение экологических проблем деревни, района, области.

Формы реализации:

  • включение экологической компоненты образования в содержание курса химии;

Второе направление реализации Образовательной программы школы – создание условий для развития речевой, коммуникативной культуры учащихся.

Цель: создание условий для повышения речевой, коммуникативной культуры учащихся.

Задачи:

  • обеспечить освоение учащимися навыков грамотной устной и письменной речи;
  • развитие у учащихся коммуникативной культуры;

Формы реализации:

  • освоение речевых навыков достигается изменением подхода к их формированию со знаниевого на деятельносто-практический;
  • развитие коммуникативной компетентности учащихся достигается за счет применения на практике проблемно-диалогового обучения, игровых технологий, технологии учебных дискуссий.

Третье направление реализации Образовательной программы школы – развитие творческого потенциала личности учащихся.

Цель: создание условий для развития интеллектуального, творческого, личностного потенциала школьников на основе современных психолого-педагогических представлений о развитии личности школьника.

Задачи:

  • обеспечить уровень образования, соответствующий современным требованиям, на базе содержания образования курса химии;
  • развитие у учащихся самостоятельности мышления и способности к самообразованию и саморазвитию;
  • обеспечить условия, учитывающие индивидуально-личностные различия учащихся.

Формы реализации:

  • развитие у учащихся самостоятельности мышления и способности к самообразованию и саморазвитию достигается за счет использования принципов развивающего обучения (проблематичность, диалогичность, индивидуализация, содержательного обобщения) и предусматривает как проведение самостоятельных занятий, так и использование этих принципов на обычных уроках;
  • условия, обеспечивающие учет индивидуально-личностных особенностей учащихся, достигаются за счет применения уровневой дифференциации как при изучении нового материала, так и при контроле.

С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы целесообразно использовать:

  • формы образования – комбинированный урок, учебные лекции, семинары, лабораторные работы, практические работы, дискуссии и др.;
  • технологии образования – работу в группах, индивидуальную работу учащихся, модульную, проектную, информационно-коммуникативную и др.;
  • методы образования – самостоятельные работы, фронтальный опрос, объяснение, сократический метод, герменевтический метод и др.;
  • методы мониторинга знаний и умений обучающихся – тесты, творческие работы, контрольные работы, устный опрос и др.

Программа рассчитана на 105 часов из расчета – 3 учебных часа в неделю. Предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 4 учебных часов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Десятый класс

Наименование темы (раздела программы)

Сроки

Всего часов

Лаб. работы

Практ. работы

Контр-диагностич.

1.

Теоретические основы органической химии

02.09.11-11.10.11

17

1

1

1

2.

Углеводороды

12.10.11-27.12.11

30

8

1

3

2.1.

Предельные углеводороды.

12.10.11-30.10.11

8

3

1

2.2.

Непредельные углеводороды

31.10.11-06.12.11

13

4

1

1

2.3.

Ароматические углеводороды

07.12.11-20.12.11

6

1

1

2.4.

Природные источники углеводородов

21.12.11-27.12.11

3

3.

Функциональные производные углеводородов

10.01.12-08.05.12

45

12

5

5

3.1.

Спирты и фенолы

11.01.12-05.02.12

10

2

1

1

3.2.

Альдегиды и кетоны

06.02.12-19.02.12

6

3

1

3.2.

Карбоновые кислоты и их производные.

20.02.12-13.03.12

10

3

1

1

3.3.

Углеводы

14.03.12-08.04.12

7

3

1

1

3.4.

Азотсодержащие соединения

09.04.12-13.05.12

12

1

2

1

4.

Биологически активные вещества

14.05.12-23.05.12

5

1

1

 

5.

Повторение

24.05.12-30.05.12

3

 

 

1

Резервное время

5

 

 

 

Итого

 

105

22

8

10

 


 

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Тема 1. Теоретические основы органической химии.

Предмет органической химии. Понятие об органическом веществе и органической химии. Органические вещества в живой природе, в организме человека. Использование органических веществ в быту, медицине, сельском хозяйстве, строительстве и других областях деятельности человека. Краткий очерк истории развития органической химии. Витализм и его крушение. Особенности строения органических соединений. Круговорот углерода в природе. Проблема загрязнения окружающей среды органическими веществами, не свойственными живой природе, некоторые пути ее решения.

Состав органических соединений. Качественный состав органических соединений. Установление молекулярных формул веществ по продуктам сгорания и массовым долям элементов в молекуле.

Теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Предпосылки создания теории строения. Основные положения теории строения А.М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических соединений. Понятие об изомерии. Способы отображения строения молекулы (формулы, модели). Значение теории А.М. Бутлерова для развития органической химии и химического прогнозирования. Зависимость появления токсичности у органических соединений от состава и строения их молекул (длина углеродной цепи и степень ее разветвленности, наличие кратных связей, образование циклов и пероксидных мостиков, присутствие атомов галогенов), а также от растворимости и летучести соединения.

Строение атома углерода. Электронное облако и орбиталь. s– и р–орбитали. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в основном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь, разновидности ковалентной связи (s– и p–связи). Понятие о гибридизации атомных орбиталей. Различные типы гибридизации и форма атомных орбиталей, взаимное отталкивание атомных орбиталей и их расположение в пространстве в соответствии с минимумом энергии. Геометрия молекул веществ, образованных атомами углерода с различными типами гибридизации.

Классификация органических соединений. Углеродная цепь и функциональная группа. Классификация органических соединений по строению углеродного скелета и функциональным группам.

Основы номенклатуры органических соединений. Номенклатура (тривиальная, рациональная, IUPAC). Принципы построения названий органических веществ по номенклатуре IUPAC.

Виды химической связи в молекулах органических соединений и способы ее разрыва. Классификация ковалентных связей по электроотрицательности элементов, способу перекрывания орбиталей, кратности, механизму образования. Связь природы химической связи с типом кристаллической решетки вещества и его физическими свойствами. Разрыв химической связи. Ионный и свободно-радикальный разрыв ковалентных связей. Типы реакционных частиц (свободные радикалы, электрофилы и нуклеофилы).

Классификация химических реакций в органической химии. Понятия о типах и механизмах реакций в органической химии. Субстрат и реагент. Классификация реакций по изменению в структуре субстрата (присоединение, замещение, элиминирование, изомеризация) и типу реагента (радикальные, нуклеофильные, электрофильные). Реакции присоединения (AN, AE), элиминирования (Е), замещения (SR, SN, SE), изомеризации. Особенности окислительно-восстановительных реакций в органической химии.

Современные представления о химическом строении органических веществ. Основные направления развития теории строения А.М. Бутлерова. Изомерия органических веществ и ее виды [структурная (углеродного скелета, положения, межклассовая), пространственная (геометрическая и оптическая)]. Биологическое значение оптической изомерии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Электронные эффекты атомов и атомных групп. Индуктивный и мезомерный эффекты. Влияние электронных эффектов на реакционную способность молекул.

 

Расчетные задачи.

  1. Определение молекулярной формулы по массовым долям элементов в соединении.
  2. Определение молекулярной формулы по данным о продуктах сгорания.

 

Демонстрации.

  1. Коллекция органических веществ, материалов.
  2. Модели молекул СН4, С2Н6, С2Н4, С2Н2, С6Н6, СН3ОН.
  3. Отталкивание гибридных орбиталей на примере воздушных шаров.
  4. Шаростержневые модели молекул изомеров бутанола.
  5. Взаимодействие Na  этанолом и диметиловым эфиром.
  6. Взаимодействие натрия с водой, этанолом, бутанолом-1.

 

Практические работы.

  1. Качественный анализ органических соединений.

 

Тема 2. Углеводороды.

Природные источники углеводородов и их переработка, в том числе на Урале. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование в народном хозяйстве. Коксование каменного угля, продукты коксования. Коксохимическое производство на среднем Урале. Деятельность Н.Н. Рогаткина как основоположника коксохимической промышленности на Урале. Проблема получения жидкого топлива из угля. Нефть, ее состав  и свойства. Продукты фракционной перегонки нефти. Крекинг и ароматизация нефтепродуктов. Октановое число бензинов. Экологические проблемы получения и переработки углеводородов на Среднем Урале. Способы снижения токсичности выхлопных газов автомобилей. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов. Проблема истощения невозобновляемых источников энергии.

Предельные углеводороды (алканы), общая формула состава, гомологическая разность, химическое строение. Ковалентные связи в молекулах, sp3-гибридизация. Зигзагообразное строение углеродной цепи, возможность вращения звеньев вокруг углерод-углеродных связей. Изомерия углеродного скелета. Систематическая номенклатура. Химические свойства: горение, галоидирование, термическое разложение, дегидрирование, окисление, изомеризация. Механизм реакции замещения. Синтез углеводородов (реакция Вюрца). Практическое значение предельных углеводородов и их галогенозамещенных. Получение водорода и непредельных углеводородов из предельных. Естественные и техногенные источники метана в природной среде. Двойственная роль метана в биосфере: источник углерода для метанокисляющих бактерий и вещество, разрушающее озон стратосферы. Использование метана в биотехнологии, в процессах обезвреживания токсичных оксидов азота (высокотемпературное каталитическое восстановление), получения водорода и др. Биологическая роль некоторых высших алканов. Галогенопроизводные метана — фреоны как загрязняющие вещества.

Непредельные углеводороды ряда этилена (алкены). sp2 и sp-гибридизация электронных облаков углеродных атомов, σ- и π-связи. Изомерия углеродного скелета и положения двойной связи. Номенклатура этиленовых углеводородов. Геометрическая изомерия. Химические свойства: присоединение водорода, галогенов, галогеноводородов, воды, окисление, полимеризация. Механизм реакции присоединения. Правило Марковникова. Получение углеводородов реакцией дегидрирования. Применение этиленовых углеводородов в органическом синтезе. Биологическая роль этилена как хемомедиатора у некоторых растений. Усиление токсичности в ряду гомологов этилена. Общие понятия химии высокомолекулярных соединений: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации. Характеристика отдельных представителей полимеров (полиэтилен, полипропилен). Полиэтилен и полипропилен как примеры стойких загрязняющих веществ.

Понятие о диеновых углеводородах. Взаимное расположение p–связей в молекулах алкадиенов. Особенности строения сопряженных диенов. Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Особенности реакций присоединения к сопряженным алкадиенам. Полимеризация. Каучук как природный полимер, его строение, свойства, вулканизация. Проблема получения синтетических каучуков. Производство шин на Урале.

Ацетилен – представитель алкинов – углеводородов с тройной связью в молекуле. Особенности химических свойств ацетилена. Получение ацетилена, применение в органическом синтезе. Экономические и экологические преимущества получения ацетилена из метана по сравнению с карбидным способом. Взрывоопасность, возникающая при смешении ацетилена с воздухом; техника безопасности при работе с ацетиленом. Токсичность в ряду гомологов ацетилена.

Ароматические углеводороды. Электронное строение молекулы. Химические свойства бензола: реакции замещения (бромирование, нитрирование), присоединения (водорода, хлора). Гомологи бензола, изомерия в ряду гомологов. Взаимное влияние атомов в молекуле толуола. Получение и применение бензола и его гомологов. Получение бензола на коксохимических предприятиях. Примеры природных и синтезированных человеком ароматических соединений. Токсичность ароматических соединений. Антропогенные источники ароматических углеводородов в биосфере. Ядохимикаты на основе ароматических углеводородов, последствия их применения для живой природы (сокращение видового разнообразия и численности особей, изменения в поведении, размножении и т.п.). Влияние ядохимикатов на наследственность человека, появление новых болезней. Биологические способы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур и сорняками.

Обобщение: сравнение строения и свойств предельных, непредельных и ароматических углеводородов. Взаимосвязь гомологических рядов.

Расчетные задачи.

  1. Определение молекулярной формулы по массовым долям элементов в соединении.
  2. Определение молекулярной формулы по данным о продуктах сгорания.
  3. Расчет объемных отношений газов при химических реакциях.
  4. Вычисление массы веществ или объема газов по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ.
  5. Расчет теплового эффекта по данным о количестве одного из участвующих в реакции веществ и выделившейся (поглощенной) теплоты.
  6. Вычисления по уравнениям, когда одно из веществ взято в виде раствора определенной концентрации.
  7. Вычисления по уравнениям, когда одно или несколько веществ взяты в избытке.
  8. Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.
  9. Определение выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Демонстрации.

  1. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки».
  2. Коллекция «Нефть».
  3. Образование нефтяной пленки на поверхности воды, способы очистки воды от нефтяного загрязнения.
  4. Модели молекул метана, этана, пропана, изомеров бутана.
  5. Определение элементного состава пропан-бутановой смеси по продуктам сгорания.
  6. Растворение парафина в бензине и испарение растворителя.
  7. Разделение смеси бензин-вода с помощью делительной воронки.
  8. Получение метана из ацетата натрия и гидроксида натрия.
  9. Горение пропан-бутановой смеси.
  10. Горение парафина в условиях избытка и недостатка кислорода.
  11. Отношение метана к бромной воде и раствору перманганата калия.
  12. Модели молекул структурных и пространственных изомеров алкенов.
  13. Горение этилена.
  14. Горение ацетилена.
  15. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия.
  16. Получение этилена из этанола, ознакомление с физическими свойствами..
  17. Получение ацетилена из карбида кальция, ознакомление с физическими свойствами.
  18. Модели молекул алкадиенов с различным расположением двойных связей.
  19. Модели молекул больших и малых циклов.
  20. Отношение циклогексана к бромной воде, раствору перманганата калия.
  21. Отношение бензола к бромной воде, раствору перманганата калия.
  22. Разделение смеси бензол-вода.
  23. Растворение в бензоле серы.
  24. Экстрагирование красителей бензолом из водных растворов.
  25. Горение бензола.
  26. Отношение бензола к бромной воде, раствору перманганата калия.
  27. Отношение толуола к бромной воде, раствору перманганата калия.

Лабораторные работы.

  1. Обнаружение продуктов горения парафина.
  2. Изготовление моделей молекул алканов и галогеналканов.
  3. Получение этилена и опыты с ним.
  4. Обнаружение в керосине непредельных соединений.
  5. Ознакомление с образцами каучуков и резин.
  6. Ознакомление с физическими свойствами бензола.

Практические работы.

  1. Углеводороды.

Тема 3. Функциональные производные углеводородов.

Спирты и фенолы. Атомность спиртов. Электронное строение функциональной группы, полярность связи О–Н. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Изомерия углеродного скелета и положения функциональной группы.  Спирты первичные, вторичные, третичные.  Номенклатура спиртов. Смещение электронной плотности связи в гидроксильной группе под вилянием заместителей в углеводородном радикале. Водородная связь между молекулами, влияние ее на физические свойства спиртов. Получение спиртов из предельных (через галогенопроизводные)   и непредельных углеводородов. Промышленный синтез метанола. Брожение. Химические свойства: кислотные свойства (взаимодействие со щелочными металлами), реакции нуклеофильного замещения (взаимодействие с галогеноводородами, карбоновыми кислотами), реакции окисления (горение, химическое окисление). Применение спиртов. Ядовитость спиртов, губительное воздействие на организм человека. Биохимические причины алкоголизма. Меры борьбы с алкогольной зависимостью. Проблема «пивного» алкоголизма среди подростков.

Этиленгликоль и глицерин как представители многоатомных спиртов. Особенности их химических свойств, практическое использование. Биологическая роль этиленгликоля и глицерина.

Фенолы. Строение фенолов, отличие по строению от ароматических спиртов. Физические свойства фенолов. Химические свойства: взаимодействие с натрием, щелочью, бромом. Взаимное влияние атомов в молекуле. Токсичность фенолов. Способы охраны окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.

Альдегиды. Строение альдегидов, функциональная группа, ее электронное строение, особенности двойной связи. Гомологический ряд альдегидов. Номенклатура. Получение альдегидов окислением спиртов. Получение уксусного альдегида гидратацией ацетилена и каталитическим окислением этилена.  Химические свойства: реакции окисления, нуклеофильного присоединения. Применение муравьиного и уксусного альдегидов. Токсичность альдегидов. Превращение этилового спирта в уксусный альдегид в организме человека и последствия этого процесса.

Строение кетонов. Номенклатура. Получение кетонов окислением вторичных спиртов. Особенности реакции окисления. Ацетон – важнейший представитель кетонов, его практическое использование.

Строение карбоновых кислот. Электронное строение карбоксильной группы, объяснение подвижности водородного атома. Основность кислот. Гомологический ряд предельных одноосновных кислот. Номенклатура. Физические свойства карбоновых кислот. Получение кислот окислением альдегидов, спиртов, предельных углеводородов. Химические свойства: взаимодействие с некоторыми металлами, щелочами, спиртами. Изменение силы кислот под влиянием заместителей в углеводородном радикале. Особенности муравьиной кислоты. Важнейшие представители карбоновых кислот. Применение кислот в народном хозяйстве.

Акриловая и олеиновая кислоты как представители непредельных карбоновых кислот. Понятие о кислотах иной основности.

Генетическая связь углеводородов, спиртов, альдегидов, кетонов и карбоновых кислот.

Строение сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Практическое использование. Лавсан.

Жиры как сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Жиры в природе, их свойства и биологические функции. Превращения жиров  пищи в организме. Роль насышенных и ненасыщенных жиров. Проблема грамотного подхода к диетам. Проблема ожирения, культура питания. Гидролиз и гидрирование жиров в технике, продукты переработки жиров. Понятие о синтетических моющих средствах (СМС) – их составе, строении, особенностях свойств. Мыла как соли высших карбоновых кислот, их моющее действие. СМС как загрязняющие вещества. Меры по предупреждению попадания CMC в водоемы. Способы нейтрализации CMC, удаления их с поверхности воды.

Классификация углеводов. Глюкоза как важнейший представитель моносахаридов. Физические свойства и нахождение в природе. Строение глюкозы. Химические свойства: взаимодействие с гидроксидами металлов, реакции окисления, восстановления, брожения. Применение глюкозы.  Фруктоза как изомер глюкозы. Краткие сведения о строении и свойствах рибозы и дезоксирибозы. Сахароза. Физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства: образование сахаратов, гидролиз. Химические процессы получения сахарозы из природных источников. Крахмал. Строение макромолекул из звеньев глюкозы. Химические свойства: реакция с иодом, гидролиз. Гликоген. Целлюлоза. Строение макромолекул из звеньев глюкозы. Химические свойства: гидролиз, образование сложных эфиров.  Участие углеводов в обмене веществ в организме человека, основные этапы этого процесса. Виды углеводов и проблема лишнего веса. Спиртовое и молочнокислое брожение в организме человека. Молочная кислота – причина утомляемости. Применение целлюлозы и ее производных. Понятие об искусственных волокнах на примере ацетатного волокна. Целлюлозно-бумажная отрасль промышленности Урала и проблемы загрязнения воздуха и водоемов отходами этого производства. Образование диоксинов в процессе отбеливания бумаги.

Строение аминов. Аминогруппа, ее электронное строение. Амины как органические  основания, взаимодействие с водой и кислотами. Анилин, его строение, причины ослабления основных свойств в сравнении  с аминами предельного ряда. Получение анилина из нитробензола (реакция Зинина), значение в развитии органического синтеза. Биологическая роль аминов. Токсичность ароматических аминов. Образование в организме нитрозоаминов (ядов) по схеме: нитраты®нитриты®нитрозоамины. Проблема получения экологически чистых продуктов питания.

Строение аминокислот, их физические свойства. Изомерия аминокислот. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Синтез пептидов, их строение. Биологическое значение ά-аминокислот. Заменимые и незаменимые аминокислоты. Капрон.

Белки как биополимеры. Основные аминокислоты, образующие белки. Первичная, вторичная и третичная структура белков. Свойства белков: гидролиз, денатурация, цветные реакции. Превращения белков пищи в организме. Проблема сбалансированного питания. Успехи в изучении строения и синтезе белков.

Общее понятие о гетероциклических соединениях.  Пиридин и пиррол как представители азотсодержащих  гетероциклов, их электронное строение, ароматический характер, различие в проявлении основных свойств. Пуриновые и пиримидиновые основания, входящие в состав нуклеиновых кислот. Природные соединения на основе пиррола и продуктов его восстановления: хлорофилл, гемоглобин, аминокислота триптофан, гетероауксины (стимуляторы роста растений). Биологически активные соединения, содержащие ядра пиридина – витамин B6, витамин РР, алкалоиды (никотин, кониин – токсины растительного происхождения), их использование в медицине, сельском хозяйстве. Биохимическая природа никотиновой и наркотической зависимости. Последствия табакокурения и применения наркотиков. Меры борьбы с никотиновой и наркотической зависимостями.

Состав нуклеиновых кислот (ДНК, РНК). Строение нуклеотидов. Принцип комплементарности в построении двойной спирали ДНК. Роль нуклеиновых кислот в жизнедеятельности организмов.

Расчетные задачи.

  1. Определение молекулярной формулы по массовым долям элементов в соединении.
  2. Определение молекулярной формулы по данным о продуктах сгорания.
  3. Расчет объемных отношений газов при химических реакциях.
  4. Вычисление массы веществ или объема газов по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ.
  5. Расчет теплового эффекта по данным о количестве одного из участвующих в реакции веществ и выделившейся (поглощенной) теплоты.
  6. Вычисления по уравнениям, когда одно из веществ взято в виде раствора определенной концентрации.
  7. Вычисления по уравнениям, когда одно или несколько веществ взяты в избытке.
  8. Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.
  9. Определение выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Демонстрации.

  1. Сравнение физических свойств спиртов в гомологическом ряду.
  2. Физические свойства фенола.
  3. Сравнение скоростей взаимодействия натрия с этанолом, пропанолом-2, глицерином.
  4. Вытеснение фенола из раствора фенолята угольной кислотой.
  5. Сравнение реакций горения этанола и пропанола.
  6. Окисление этанола в этаналь.
  7. Получение этилацетата.
  8. Взаимодействие фенола с бромной водой.
  9. Взаимодействие фенола с хлоридом железа(III).
  10. Взаимодействие фенола с формальдегидом.
  11. Окисление этанола.
  12. Модели молекул альдегидов и кетонов.
  13. Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра(I).
  14. Взаимодействие формальдегида с гидроксидом меди(II).
  15. Качественная реакция на альдегиды с фуксинсернистой кислотой.
  16. Образцы карбоновых кислот (муравьиной, уксусной, масляной, щавелевой, лимонной, олеиновой, стеариновой, бензойной).
  17. Сравнение электропроводности соляной, муравьиной и уксусной кислот.
  18. Сравнение рН водных растворов муравьиной и уксусной кислот.
  19. Сравнение свойств уксусной и соляной кислот.
  20. Взаимодействие олеиновой и стеариновой кислот со щелочью.
  21. Синтез этилацетата.
  22. Взаимодействие муравьиной кислоты с аммиачным раствором оксида серебра.
  23. Доказательство непредельного характера олеиновой кислоты.
  24. Растворение бензойной кислоты в воде.
  25. Взаимодействие бензойной кислоты со щелочью.
  26. Образование кислых и средних солей щавелевой кислоты.
  27. Модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот состава С4Н8О2.
  28. Получение бутилацетата.
  29. Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масел к водным растворам брома и перманганата калия.
  30. Гидролиз мыла.
  31. Понижение поверхностного натяжения воды за счет СМС.
  32. Образцы углеводов.
  33. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II).
  34. Взаимодействие глюкозы и фруктозы с аммиачным раствором оксида серебра(I).
  35. Взаимодействие глюкозы и фруктозы с фуксинсернистой кислотой.
  36. Гидролиз сахарозы.
  37. Получение сахарата кальция и выделение сахарозы из раствора сахарата кальция.
  38. Физические свойства крахмала.
  39. Физические свойства целлюлозы.
  40. Гидролиз крахмала.
  41. Гидролиз целлюлозы.
  42. Модели молекул метиламина, этиламина, диметиламина, триметиламина.
  43. Взаимодействие метиламина с водой и кислотами.
  44. Взаимодействие анилина с водой и кислотами.
  45. Сравнение отношения бензола и анилина к бромной воде.
  46. Взаимодействие анилина с соляной кислотой.
  47. Анилиновые красители.
  48. Обнаружение функциональных групп в молекулах аминокислот.
  49. Модели молекул состава C3H7NO2.
  50. Амфотерные свойства аминокислот.
  51. Растворение и осаждение белков.
  52. Денатурация белков под действием солей тяжелых металлов, спирта, фенола, формальдегида.
  53. Модель молекулы ДНК.

Лабораторные работы.

  1. Свойства глицерина (вязкость, летучесть, растворимость в воде).
  2. Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди(II).
  3. Распознавание многоатомных спиртов.
  4. Изучение физических свойств формальдегида, ацетона.
  5. Окисление этанола в этаналь.
  6. Свойства ацетона.
  7. Обнаружение альдегидов.
  8. Свойства уксусной кислоты.
  9. Распознавание органических веществ.
  10. Растворимость жиров, доказательство непредельного характера жиров.
  11. Сравнение свойств мыла и СМС.
  12. Физические и химические свойства глюкозы.
  13. Физические и химические свойства сахарозы и лактозы.
  14. Обнаружение крахмала в продуктах питания.
  15. Качественные реакции на белки.

Практические работы.

  1. Спирты и фенолы.
  2. Альдегиды и карбоновые кислоты.
  3. Углеводы.
  4. Амины, аминокислоты, белки.
  5. Идентификация органических соединений.

 

Тема 4. Биологически важные вещества.

Витамины, их классификация и обозначение. Нормы потребления витаминов. Понятие об авитаминозах, гипер– и гиповитаминозах. Проблема гипер- и авитаминозов. Организация рационального питания. Характеристика отдельных витаминов (А, группы В, С, D, E, РР), их биологическая роль.

Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность, эффективность. Зависимость активности ферментов от температуры и кислотности. Сравнение ферментов и химических катализаторов. Причины высоких скоростей биохимических процессов.

Гормоны как биологически активные вещества, выполняющие эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Классификация гормонов: стероиды, производные аминокислот, полипептидные и белковые. Характеристика отдельных представителей гормонов (эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин). Проблема бесконтрольного использования гормонов в качестве биодобавок.

Лекарства как химиотерапевтические препараты. Группы лекарств (сульфамиды, антибиотики, аспирин). Лекарственные формы и способы применения. Классификация антибиотиков по строению, типу и спектру действия. Дисбактериоз. Наркотики, наркомания и ее профилактика. Аспирин – торговая марка. Строение и свойства ацетилсалициловой кислоты. Срок годности лекарств, условия хранения. Деятельность И.А. Постовского в сфере синтеза новых лекарственных препаратов.

Демонстрации.

  1. Образцы витаминных препаратов.
  2. Фотографии с различными видами авитаминоза.
  3. Сравнение скорости разложения пероксида водорода под действием фермента и неорганического катализатора.
  4. Действие дегидрогеназы на метиленовый синий.
  5. Образцы лекарственных препаратов.

Лабораторные работы.

  1. Обнаружение витамина А.
  2. Обнаружение витамина С.

Практические работы.

  1. Ферменты.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Учебники

  1. Габриелян О.С. Химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин; Под ред. В.И. Теренина.  – М.: Дрофа, 2004. –  304 с.

Справочные пособия

  1. Справочник школьника по химии. (составлен самостоятельно)

Цифровые образовательные ресурсы

  1. Мультимедийные презентации по всем темам программы для сопровождения уроков. (Разработаны самостоятельно).
  2. Модули электронных образовательных ресурсов «Химия» (http://fcior.edu.ru)
  3. Материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school/collection.edu.ru)

 

Методическая литература

  1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 10 кл. – М.: Дрофа, 2004.
  2. Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 10 класс. М.: Дрофа, 2005.

Сборники тестов, задач и упражнений

  1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 кл. – М.: Дрофа, 2003.
  2. Габриелян О.С. и др. Задачи по химии и способы их решения. – М.: Дрофа, 2004.
  3. Габриелян О.С., Пономарев С.Ю., Карцова А.А. Органическая химия. Задачи и упражнения. – М.: Просвещение, 2006.
  4. Жуков П.А., Жукова И.Н., Смиртнова Л.М. Сборник задач по органической химии. 10–11 классы.
  5. Карцова А.А., Левкин А.Н. Органическая химия: задачи и практические работы. – СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2005.
  6. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по органической химии и их решения. – Тула: «Арктоус», 1996.
  7. Журин А.А. Сборник упражнений и задач по химии. Решение и анализ. – М.: Аквариум, 1997.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса

  1. мультимедийный компьютер;
  2. мультимедийный проектор;
  3. проекционный экран;
  4. таблица «Периодическая  система химических элементов Д.И.Менделеева»;
  5. таблица «Растворимость солей, оснований и кислот в воде»;
  6. таблица «Ряд стандартных электродных потенциалов металлов»;
  7. таблица «Правила техники безопасности»;
  8. комплект таблиц «Начала химии», «Строение вещества. Химическая связь», «Растворы. Электролитическая диссоциация», «Химические реакции», «Металлы», «Неметаллы» «Химическое производство. Металлургия», «Строение органических веществ», «Реакции органических веществ», «Природные источники углеводородов. Способы их переработки. Органический синтез», «Высокомолекулярные вещества. Полимеры», «Белки и нуклеиновые кислоты»;
  9. карточки с тестовыми заданиями;
  10. инструктивные карточки для лабораторных и практических работ;
  11. видеофильмы «Периодический закон Д.И. Менделеева», «Бутлеров и теория строения», «Строение атома», «Дисперсные системы», «Общие свойства растворов»;
  12. набор атомов для составления моделей молекул;
  13. лабораторное оборудование, вещества и материалы согласно перечню лабораторных, практических работ и демонстрационных опытов;


 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

Знать / понимать (предметно-информационная составляющая образованности):

  • знать роль органической химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
  • знать и понимать важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, гидролиз, окисление и восстановление, механизм реакции, катализ, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в органической химии;
  • знать и понимать основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро;
  • знать и понимать основные теории химии: строения органических соединений (включая стереохимию);
  • знать классификацию и номенклатуру органических соединений;
  • знать природные источники углеводородов и способы их переработки;
  • знать вещества и материалы, широко используемые в практике: органические кислоты, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
  • знать способы отбора и источники получения химической информации для решения конкретной проблемы взрослого человека;
  • знать особенности различных стилей подачи химической информации;
  • иметь представление об эффективных способах проверки достоверности получаемой из различных источников химической информации;
  • иметь представления о возможностях дальнейшего повышения личного участия в решении экологических проблем родного края.

Уметь (деятельностно-коммуникативная составляющая образованности):

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, окислитель и восстановитель, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в органической химии;
  • характеризовать: строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
  • объяснять: природу и способы образования химической связи; зависимость реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
  • выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
  • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации (химической, экологической, об учебных заведениях и востребованных профессиях) с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;
    • соблюдать основные законы и постановления природоохранной направленности Свердловской области, муниципального района;
    • уметь выстраивать взаимодействие со сверстниками, учителями на основе общепринятых моральных, эстетических трудовых норм, учета индивидуальных особенностей разных людей;
    • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
      • понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
      • постоянной самостоятельной заботы о сохранении благоприятной природной среды в месте своего проживания;
      • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
      • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
      • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
      • безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
      • сохранения и укрепления собственного здоровья и членов семьи;
      • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
      • распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
      • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

 

 


 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Выполнение заданий текущего контроля (тестовые проверочные работы)

Отметка «5»: ответ содержит 90–100% элементов знаний.

Отметка «4»: ответ содержит 70–89% элементов знаний.

Отметка «3»: ответ содержит 50–69% элементов знаний.

Отметка «2»: ответ содержит менее 50% элементов знаний.

 

Оценка устного ответа, письменной контрольной работы (задания со свободно конструируемым ответом):

Отметка «5» ставится, если в ответе присутствуют все понятия, составляющие содержание данной темы (основные законы и теории химии, закономерности протекания химических реакций, общие научные принципы производства неорганических и органических веществ и др.), а степень их раскрытия соответствует уровню, который предусмотрен государственным образовательным стандартом. Ответ демонстрирует овладение учащимся ключевыми умениями, отвечающими требованиям стандарта к уровню подготовки выпускников (грамотное владение химическим языком, использование химической номенклатуры – «тривиальной» или международной, умение классифицировать вещества и реакции, терминологически грамотно характеризовать любой химический процесс, объяснять обусловленность свойств и применения веществ их строением и составом, сущность и закономерность протекания изученных видов реакций). В ответе возможная одна несущественная ошибка.

Отметка «4» ставится, если в ответе присутствуют все понятия, составляющие основу содержания темы, но при их раскрытии допущены неточности, которые свидетельствуют о недостаточном уровне овладения отдельными ключевыми умениями (ошибки при определении классификационных признаков веществ, использовании номенклатуры, написании уравнений химических реакций и т.п.).

Отметка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный (отсутствуют некоторые понятия, необходимые для раскрытия основного содержания темы); в ответе проявляется недостаточная системность знаний или недостаточный уровень владения соответствующими ключевыми умениями.

Отметка «2» ставится, если при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1» при отсутствии ответа.

 

Оценка письменной контрольной работы (задания со свободно конструируемым ответом):

Отметка «5»

ответ полный (присутствуют все элементы знаний) и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»

ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»

работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.

Отметка «2»

работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка «1»

работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

 

Оценка умений решать расчетные задачи:

Отметка «5»

в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»

в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»

в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»

имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»

задача не решена.

 

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.

Отметка «5»

работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»

работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»

работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»

допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»

работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

 

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»

допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Отметка «1»

задача не решена.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Научно–популярная литература

  1. Егоров А.С., Иванченко Н.М., Шацкая К.П. Химия внутри нас: Введение в бионеорганическую и биоорганическую химию – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  2. Книга для чтения по органической химии. – М.: Просвещение, 1993.
  3. Эткинс П. Молекулы. – М.: Мир, 1991.

 

Справочные пособия

  1. Лидин Р.А. Справочник по общей и неорганической химии. – М.: Просвещение: Учеб.лит., 1997.
  2. Тикунова И.В., Артеменко А.И. Химия. Краткий справочник. – М.: Высш.шк., 2004.

 

Электронные образовательные ресурсы

  1. Химическая энциклопедия.
  2. Органическая химия. – КАДИС.
  3. Органическая химия. – Руссобит–Паблишинг.
  4. Открытая химия 2.1. – Физикон.

 

Методическая литература

  1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 10 кл. – М.: Дрофа, 2004.
  2. Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 10 класс. М.: Дрофа, 2005.
  3. Габриелян О.С., Попкова Т.Н., Карцова А.А. Органическая химия, 10: профильный уровень: методическое пособие: книга для учителя. М.: Просвещение, 2006.
  4. Аранская О.С., Бурая И.В. Проектная деятельность учащихся в процессе обучения химии. – М.: Вентана–Граф, 2005.
  5. Сурин Ю.В. Методика проведения проблемных опытов: Развивающий эксперимент. – М.: Школа–Пресс, 1998.
  6. Чертков И.Н., Журин П.Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов. – М.: Просвещение, 1991.

 

Перечень литературы для учителя

  1. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по органической химии и их решения. – Тула: «Арктоус», 1996.
  2. Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Зайцев О.С. Методика обучения химии. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.
  4. Зуева М.В., Иванова Б.В. Совершенствование организации учебной деятельности школьников на уроках химии. – М.: Просвещение, 1989.
  5. Суворов А.В. и др. Увлекательный мир химических превращений. – СПб.: Химия, 1998.
  6. Химия. Пособие для преподавателей средней школы. В 2 частях. М.: Мир, 1973.

Поставь закладку:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *