Рабочая программа курса химии. 7 класс

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование

Содержание образования

Учебно-методическое обеспечение программы

Требования к уровню подготовки обучающихся

Критерии оценивания учебных достижений обучающихся

Примерное поурочное планирование


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1089 от 05.03.04; регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 17.01.2006 г. № 15-ПП; Образовательной программы школы, утвержденной приказом директора № 61 от 27.08.2010 г.; программы курса химии 7 класса (авт. Габриелян О.С., Шипарева Г.А.).

 Цель изучения пропедевтического курса химии: подготовить учащихся к изучению учебного предмета «Химия».

 Основные задачи изучения пропедевтического курса химии:

  • разгрузить, насколько это возможно, курс химии основной школы;
  • сформировать устойчивый познавательный интерес к химии;
  • отработать те предметные знания и умения (в первую очередь экспериментальные умения, а также умения решать расчетные задачи), на формирование которых не хватает времени при изучении химии в 8-м и 9-м классах;
  • рассказать о ярких, занимательных, эмоционально насыщенных эпизодах становле­ния и развития химии, чего учитель, находясь в вечном цейтноте, почти не может себе позволить;
  • интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия»

 Курс построен на идее реализации межпредметных связей химии с другими естественными дисциплинами, введенными в обучение ранее или параллельно с химией, а потому позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. В результате уменьшается психологическая нагрузка на учащихся с появлением новых предметов. Таким образом, формируется понимание об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных дисциплин. В конечном счете такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе подчеркивается, что химия – наука экспериментальная. Поэтому в 7 классе рассматриваются такие методологические понятия учебного предмета, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.

Предложенный курс как в теоретической, так и в фактической своей части практикоориентирован: все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы, вещества и материалы даются в плане их практического значения, применения веществ в повседневной жизни и их роли в живой и неживой природе.

Содержание курса выстроено с учётом психолого-педагогических принципов, возрастных особенностей школьников. В подростковом возрасте происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по самоорганизации и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. На этапе основного общего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

 Основу изучения пропедевтического курса химии составляют:

1)      деятельностный подход;

2)      витагенный подход к изучению предмета;

3)      теория поэтапного формирования умственных действий;

4)      принцип интегративного подхода в образовании;

5)      использование электронных образовательных ресурсов.

Реализация данной рабочей программы предполагает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  • использование для познания окружающего мира различных научных методов (наблюдение, измерение, описание, эксперимент);
  • проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов;
  • использование для решения познавательных задач различных источников информации;
  • представление информации в различном виде, перевод информации из одного вида в другой;
  • соотнесение витагенного опыта личности с изучаемым материалом, выявление проблем в интерпретации витагенного опыта с позиций научного знания;
  • соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

 Реализация Р(НР) компонента ГОС осуществляется через:

  • включение в содержание учебных тем регионального материала, что способствует формированию ключевой компетентности в гражданско-общественной деятельности и бытовой сфере (содержание обучения, реализующее Р(НР) компонент ГОСа в тексте программы выделено цветом);
  • формы учебных занятий и используемые педагогические технологии, способствующие формированию компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  • осуществление оценивания уровня учебных достижений учащихся по трем составляющим образованности.

Реализация содержательных линий образования регионального (национально-регионального) компонента осуществляется в той или иной форме и степени в каждой учебной теме. Содержание каждой из образовательных линий нацелено на выработку практических навыков гармоничного взаимодействия учащихся с природным и социальным миром региона, тем самым, обеспечивает реализацию требований компетентностного подхода в обучении.

Основные направления реализации содержательных линий:

  • художественная культура формируется посредством знакомства с художественными памятниками, изготовленными из различных веществ, историей становления и развития некоторых ремесел;
  • социально-экономическая и правовая культура – законодательные акты, направленные на сохранение экологической безопасности региона, страны, мира;
  • культура здоровья и охраны жизнедеятельности через организацию учебного места, химически правильное поведение для сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей;
  • экологическая культура формируется через изучение веществ, их влияния на организм человека, экосистемы;
  • информационная культура формируется через изучение и применение различных методов познания (эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция); умение работать с информацией, закодированной различным образом (химическая формула, уравнение реакции, модель молекулы, текст, график, таблица, рисунок).

 Реализация компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта в той или иной степени осуществляется при изучении всех тем.

Первое направление реализации Образовательной программы школы – концептуализация содержания экологического образования и реализация всех содержательных направлений в рамках образовательной системы.

Цель: включение в содержание образования курса химии экологической составляющей, модернизация форм организации образовательного процесса с точки зрения их экологизации.

Задачи:

  • содержательное расширение экологического образования: от экологии среды к экологии тела и экологии души;
  • углубляющаяся экологизация образовательной системы, которая проявляется в общем процессе экологизации курса химии основной школы;
  • расширение исследовательской, проектной деятельности учащихся, направленных на решение экологических проблем деревни, района, области.

Формы реализации:

  • включение экологической компоненты образования в содержание курса химии;

Второе направление реализации Образовательной программы школы – создание условий для развития речевой, коммуникативной культуры учащихся.

Цель: создание условий для повышения речевой, коммуникативной культуры учащихся.

Задачи:

  • обеспечить освоение учащимися навыков грамотной устной и письменной речи;
  • развитие у учащихся коммуникативной культуры;

Формы реализации:

  • освоение речевых навыков достигается изменением подхода к их формированию со знаниевого на деятельносто-практический;
  • развитие коммуникативной компетентности учащихся достигается за счет применения на практике проблемно-диалогового обучения, игровых технологий, технологии учебных дискуссий.

Третье направление реализации Образовательной программы школы – развитие творческого потенциала личности учащихся.

Цель: создание условий для развития интеллектуального, творческого, личностного потенциала школьников на основе современных психолого-педагогических представлений о развитии личности школьника.

Задачи:

  • обеспечить уровень образования, соответствующий современным требованиям, на базе содержания образования курса химии;
  • развитие у учащихся самостоятельности мышления и способности к самообразованию и саморазвитию;
  • обеспечить условия, учитывающие индивидуально-личностные различия учащихся.

Формы реализации:

  • развитие у учащихся самостоятельности мышления и способности к самообразованию и саморазвитию достигается за счет использования принципов развивающего обучения (проблематичность, диалогичность, индивидуализация, содержательного обобщения) и предусматривает как проведение самостоятельных занятий, так и использование этих принципов на обычных уроках;
  • условия, обеспечивающие учет индивидуально-личностных особенностей учащихся, достигаются за счет применения уровневой дифференциации как при изучении нового материала, так и при контроле.

 С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы целесообразно использовать:

  • формы образования – комбинированный урок, дискуссии, лабораторные работы, практические работы и др.;
  • технологии образования – работу в группах, индивидуальную работу учащихся, проектную, информационно-коммуникативную и др.;
  • методы образования – самостоятельные работы, фронтальный опрос, объяснение, сократический метод, герменевтический метод и др.;
  • методы мониторинга знаний и умений обучающихся – тесты, творческие работы, контрольные работы, устный опрос и др.

 Программа рассчитана на 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование темы (раздела программы)

Сроки

Всего часов

в том числе

Лаб. работы

Домашние опыты

практические работы

контр-диагност. работы

1

Химия в центре естествознания

03.09.2012-25.11.2012

11

2

1

11

4

2

Математика в химии

26.11.2012-10.02.2013

9

1

1

1

3

Явления, происходящие с веществами

11.02.2013-30.04.2013

11

3

1

2

6

4

Рассказы по химии

01.05.2013-30.05.2013

3

Резервное время

1

 

Итого

 

35

6

3

13

11

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Глава I. Химия в центре естествознания

Химия как часть естествознания. Предмет химии. Химия – часть естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего мира. Предмет химии. Физические тела и вещества.

Свойства веществ. Применение веществ на основе их свойств.

Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии. Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза. Эксперимент. Вывод. Строение пламени. Лаборатория и оборудование.

Моделирование. Модель, моделирование. Особенности моделирования в географии, физике, биологии. Модели в биологии. Муляжи. Модели в физике. Электрофорная машина. Географические модели. Химические модели: предметные (модели атома, молекул, химических и промышленных производств), знаковые, или символьные (символы элементов, формулы веществ, уравнения реакций).

Химические знаки и формулы. Химический элемент. Химические знаки. Их обозначение, произношение. Химические формулы веществ. Простые и сложные вещества. Индексы и коэффициенты. Качественный и количественный состав вещества.

Химия и физика. Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории. Понятия «атом», «молекула», «ион». Строение вещества. Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Агрегатные состояния веществ. Понятие об агрегатном состоянии вещества. Физические и химические явления. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Аморфные вещества.

Химия и география. Строение Земли: ядро, мантия, кора. Литосфера. Минералы и горные породы. Магматические и осадочные (неорганические и органические, в том числе и горючие) породы.

Химия и биология. Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Хлорофилл. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов.

Качественные реакции в химии. Качественные реакции. Распознавание веществ с помощью качественных реакций. Аналитический сигнал. Определяемое вещество и реактив на него.

 

Демонстрации

  1. Коллекция различных предметов или фотографий предметов из алюминия для иллюстрации идеи «свойства — применение».
  2. Учебное оборудование, используемое на уроках физики, биологии, географии и химии.
  3. Электрофорная машина в действии. Географические модели (глобус, карта). Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и человека). Физические и химические модели атомов, молекул веществ и кристаллических решеток.
  4. Объемные и шаростержневые модели воды, углекислого и сернистого газов, метана.
  5. Образцы твердых веществ кристаллического строения. Модели кристаллических решеток.
  6. Вода в трех агрегатных состояниях. Коллекция кристаллических и аморфных веществ и изделий из них.
  7. Коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит).
  8. Коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита — мел, мрамор, известняк).
  9. Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф).

 

Демонстрационные эксперименты

  1. Научное наблюдение и его описание. Изучение строения пламени.
  2. Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев растений.
  3. «Переливание» углекислого газа в стакан на уравновешенных весах.
  4. Качественная реакция на кислород.
  5. Качественная реакция на углекислый газ.

 

Лабораторные опыты

  1. Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии.
  2. Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом.
  3. Диффузия перманганата калия в желатине.
  4. Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке.
  5. Изучение гранита с помощью увеличительного стекла.
  6. Определение содержания воды в растении.
  7. Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха.
  8. Обнаружение крахмала в пшеничной муке.
  9. Взаимодействие аскорбиновой кислоты с иодом (определение витамина С в различных соках).
  10. Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду.
  11. Обнаружение известковой воды среди различных веществ.

 

Домашние опыты

  1. Изготовление моделей молекул химических веществ из пластилина.
  2. Диффузия сахара в воде.
  3. Опыты с пустой закрытой пластиковой бутылкой.
  4. Обнаружение крахмала в продуктах питания; яблоках.

 

Практические работы

  1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности.
  2. Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки.

 

 

Глава II. Математика в химии

Относительные атомная и молекулярная массы. Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов.

Массовая доля элемента в сложном веществе. Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов (для двухчасового изучения курса).

Чистые вещества и смеси. Чистые вещества. Смеси. Гетерогенные и гомогенные смеси. Газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть), твердые смеси (горные породы, кулинарные смеси и синтетические моющие средства).

Объемная доля газа в смеси. Определение объемной доли газа (ϕ) в смеси. Состав атмосферного воздуха и природного газа. Расчет объема доли газа в смеси по его объему и наоборот. Понятие о ПДК.

Массовая доля вещества в растворе. Массовая доля вещества (w) в растворе. Концентрация. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества.

Массовая доля примесей. Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси (w) в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей.

 

Демонстрации

  1. Коллекция различных видов мрамора и изделий из него.
  2. Смесь речного и сахарного песка и их разделение.
  3. Коллекция нефти и нефтепродуктов.
  4. Коллекция бытовых смесей.
  5. Диаграмма состава атмосферного воздуха.
  6. Диаграмма состава природного газа.
  7. Коллекция «Минералы и горные породы».

 

Домашние опыты

  1. Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов, содержащих определенную долю примесей.

 

Практические работы

  1. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

 

 

Глава III. Явления, происходящие с веществами

Разделение смесей. Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков железа и серы, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки, фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате. Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент. Устройство противогаза. Способы очистки воды.

Дистилляция, или перегонка. Дистилляция (перегонка) как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения.

Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе.

Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха.

Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций. Химические реакции как процесс превращения одних веществ в другие. Условия протекания и прекращения химических реакций. Соприкосновение (контакт) веществ, нагревание. Катализатор. Ингибитор. Управление реакциями горения.

Признаки химических реакций. Признаки химических реакций: изменение цвета, образование осадка, растворение полученного осадка, выделение газа, появление запаха, выделение или поглощение теплоты.

 

Демонстрации

  1. Фильтр Шотта. Воронка Бюхнера. Установка для фильтрования под вакуумом.
  2. Респираторные маски и марлевые повязки.
  3. Противогаз и его устройство.
  4. Коллекция «Нефть и нефтепродукты».

 

Демонстрационные эксперименты

  1. Разделение смеси порошка серы и железных опилок.
  2. Разделение смеси порошка серы и песка.
  3. Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки.
  4. Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки для перегонки жидкостей.
  5. Разделение смеси перманганата и дихромата калия способом кристаллизации.
  6. Взаимодействие железных опилок и порошка серы при нагревании.
  7. Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды.
  8. Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор – диоксид марганца (IV)).
  9. Обнаружение раствора щелочи с помощью индикатора.
  10. Взаимодействие раствора перманганата калия и раствора дихромата калия с раствором сульфита натрия.
  11. Взаимодействие раствора перманганата калия с аскорбиновой кислотой.
  12. Взаимодействие хлорида железа с желтой кровяной солью и гидроксидом натрия.
  13. Взаимодействие гидроксида железа (III) с раствором соляной кислоты.

 

Лабораторные опыты

  1. Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ.
  2. Изучение устройства зажигалки и пламени.

 

Домашние опыты

  1. Разделение смеси сухого молока и речного песка.
  2. Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды в воде и ее декантация.
  3. Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы.
  4. Растворение в воде таблетки аспирина УПСА.
  5. Приготовление известковой воды и опыты с ней.
  6. Изучение состава СМС.

 

Практические работы

  1. Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент).
  2. Очистка поваренной соли.
  3. Изучение процесса коррозии железа.

 

 

Глава IV. Рассказы по химии

Ученическая конференция. «Выдающиеся русские ученые-химики».

Конкурс сообщений учащихся. «Мое любимое химическое вещество» (открытие, получение и значение).

Конкурс ученических проектов. Конкурс посвящен изучению химических реакций.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Габриелян О.С. Химия. Вводный курс. 7 класс: учеб. пособие / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К. Ахлебинин.  – М.: Дрофа, 2011. –  159 с.
  2. Рабочая тетрадь
  3. Практикум
  4. Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия. Методическое пособие к пропедевтическому курсу О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, А.К. Ахлебинина. «Химия. Вводный курс.7 кл». – М.: Дрофа 2007 г.
  5. Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе. М.: Блик-плюс, 2004.
  6. Журин А.А. Сборник упражнений и задач по химии. Решение и анализ. – М.: Аквариум, 1997.

 

Электронные образовательные ресурсы

  1. Мультимедийные презентации по всем темам программы для сопровождения уроков. (Разработаны самостоятельно).
  2. Модули электронных образовательных ресурсов «Химия» (http://fcior.edu.ru)
  3. Материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school/collection.edu.ru)

 

 Материально-техническое оснащение образовательного процесса

Печатные пособия:

1)      таблица «Периодическая  система химических элементов Д.И.Менделеева»;

2)      таблица «Правила техники безопасности»;

3)      таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде»;

4)      комплект таблиц «Начала химии»;

5)      карточки с тестовыми заданиями;

6)      инструктивные карточки для лабораторных и практических работ.

Экранно-звуковые пособия:

                     1)      видеофильм «Химия вокруг нас»;

                     2)      видеофильм «Химия. 8 класс» 2 части.

Технические средства обучения:

                     1)      компьютер;

                     2)      мультимедийный проектор;

                     3)      проекционный экран.

Информационно-коммуникативные средства:

                     1)      комплект компьютерных презентаций;

                     2)      цифровые образовательные ресурсы ФЦИОР;

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

                     1)      набор атомов для составления моделей молекул;

                     2)      микроскоп;

                     3)      лабораторный штатив с принадлежностями;

                     4)      штатив для пробирок;

                     5)      пробиркодержатель;

                     6)      спиртовка;

                     7)      стеклянные трубки;

                     8)      воронка;

                     9)      химические стаканы на 50, 100 мл;

                 10)      колбы Эрленмейера на 100 мл;

                 11)      круглодонная колба;

                 12)      колба Вюрца;

                 13)      стеклянные холодильники;

                 14)      делительные воронки;

                 15)      воронка Бюхнера;

                 16)      установка для фильтрования под вакуумом;

                 17)      мерные цилиндры;

                 18)      плоскодонные колбы на 100 мл;

                 19)      пробирки;

                 20)      стеклянные палочки;

                 21)      стеклянные колпаки на 500 и 1000 мл;

                 22)      ступка с пестиком;

                 23)      выпарительная чаша;

                 24)      пробка с газоотводной трубкой;

                 25)      асбестированная сетка;

                 26)      магнит;

                 27)      технохимические весы с разновесами;

                 28)      чашка Петри;

                 29)      столик подъемный;

                 30)      экран фоновый черно-белый (двухсторонний);

                 31)      электрофорная машина;

                 32)      амперметр, вольтметр;

                 33)      глобус;

                 34)      муляжи органов и систем органов растений, животных и человека;

                 35)      модели кристаллических решеток воды (иода), поваренной соли, железа, меди, графита, алмаза;

                 36)      противогаз.

Химические реактивы и материалы:

                     1)      кислоты: соляная, серная, уксусная, лимонная, аскорбиновая;

                     2)      основания: гидроксид натрия, гидроксид калия, известковая вода;

                     3)      металлы: алюминий, цинк, железо, медь;

                     4)      неметаллы: кислород, сера, иод;

                     5)      соли: перманганат калия, дихромат калия, сульфит натрия, хлорид железа(III), красная кровяная соль, FeSO4, KMnO4, (NH4)2Cr2O7, Са(ОН)2, железо (стружка), сера (порошок);

                     6)      пероксид водорода, диоксид марганца;

                     7)      этиловый спирт;

                     8)      индикаторы: метиловый оранжевый, лакмус, фенолфталеин, универсальный;

                     9)      материалы: мрамор, машинное масло, нефть, активированный уголь, чернила, загрязненная поваренная соль, вода, черная тушь, гранит, семена подсолнечника и грецкого ореха, фильтровальная бумага, речной песок.

Коллекции:

1)      коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит);

2)      коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита — мел, мрамор, известняк);

3)      коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф);

4)      коллекция различных видов мрамора и изделий из него;

5)      коллекция «Минералы и горные породы»;

6)      коллекция «Нефть и продукты ее переработки»;

7)      коллекция бытовых смесей;

8)      коллекция «Стеклянные и алюминиевые изделия»;

9)      коллекция кристаллических и аморфных веществ и изделий из них.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

знать/понимать

химическую символику: знаки некоторых химических элементов,

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, агрегатное состояние вещества.

уметь 

называть: некоторые химические элементы и соединения изученных классов;

объяснять: отличия физических явлений от химических;

характеризовать: способы разделения смесей, признаки химических реакций;

составлять: рассказы об ученых, об элементах и веществах;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

распознавать опытным путем: кислород, углекислый газ, известковую воду и некоторые другие вещества при помощи качественных реакций;

вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, объемную долю газа в смеси, массовую долю вещества в растворе, массовую долю примесей;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·         безопасного обращения с веществами и материалами;

·         экологически грамотного поведения в окружающей среде;

·         оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

·         критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

·         приготовления растворов заданной концентрации.

 

 


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Выполнение заданий текущего контроля (тестовые проверочные работы)

Отметка «5»: ответ содержит 90–100% элементов знаний.

Отметка «4»: ответ содержит 70–89% элементов знаний.

Отметка «3»: ответ содержит 50–69% элементов знаний.

Отметка «2»: ответ содержит менее 50% элементов знаний.

 

Оценка устного ответа, письменной контрольной работы (задания со свободно конструируемым ответом):

Отметка «5» ставится, если в ответе присутствуют все понятия, составляющие содержание данной темы (основные законы и теории химии, закономерности протекания химических реакций, общие научные принципы производства неорганических и органических веществ и др.), а степень их раскрытия соответствует уровню, который предусмотрен государственным образовательным стандартом. Ответ демонстрирует овладение учащимся ключевыми умениями, отвечающими требованиям стандарта к уровню подготовки выпускников (грамотное владение химическим языком, использование химической номенклатуры – «тривиальной» или международной, умение классифицировать вещества и реакции, терминологически грамотно характеризовать любой химический процесс, объяснять обусловленность свойств и применения веществ их строением и составом, сущность и закономерность протекания изученных видов реакций). В ответе возможная одна несущественная ошибка.

Отметка «4» ставится, если в ответе присутствуют все понятия, составляющие основу содержания темы, но при их раскрытии допущены неточности, которые свидетельствуют о недостаточном уровне овладения отдельными ключевыми умениями (ошибки при определении классификационных признаков веществ, использовании номенклатуры, написании уравнений химических реакций и т.п.).

Отметка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный (отсутствуют некоторые понятия, необходимые для раскрытия основного содержания темы); в ответе проявляется недостаточная системность знаний или недостаточный уровень владения соответствующими ключевыми умениями.

Отметка «2» ставится, если при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1» при отсутствии ответа.

 

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

 

Оценка умений решать расчетные задачи:

Отметка «5»

в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»

в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»

в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»

имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»

задача не решена.

 

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.

Отметка «5»

работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»

работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»

работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»

допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»

работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

Поставь закладку:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *