Рабочая программа курса химии. 11 класс

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование

Содержание образования

Учебно-методическое обеспечение программы

Требования к уровню подготовки обучающихся

Критерии оценивания учебных достижений обучающихся

Примерное поурочное планирование

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1089 от 05.03.04; регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 17.01.2006 г. № 15-ПП; Образовательной программы школы, утвержденной приказом № 61 от 27.08.2010 г.; программы курса химии 8–11 классов (авт. Габриелян О.С.) и примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень).

Данная программа конкретизирует и расширяет содержание отдельных тем образовательного стандарта в соответствии с образовательной программой школы, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательности их изучения с учетом внутрипредметных и межпредметных связей, логики учебного процесса школы экологической культуры. Программа содержит набор демонстрационных, лабораторных и практических работ, необходимых для формирования у учащихся специфических для учебного предмета химия знаний и умений, а также ключевых компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности и бытовой сфере. Реализация программы создает условия для развития экологической культуры учащихся, как основной идеи образовательной программы школы.

Курс химии направлен на:

  • формирование у учащихся химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;
  • развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически грамотного поведения в быту и трудовой деятельности;
  • выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;
  • формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.

Содержание курса выстроено с учётом психолого-педагогических принципов, возрастных особенностей школьников. Старший школьный возраст характеризуется завершением психофизического развития человека, утверждением базовых ценностей, определяющих личностное и профессиональное самоопределение обучающегося во всей последующей жизни. Формируется устойчивая система ведущих ценностных ориентаций и установок в социально-политической, экономической, эстетической и экологической сферах деятельности в соответствии с принятыми нравственными, эстетическими, трудовыми нормами и правилами. Происходит принятие основных социальных ролей: работника, родителя, гражданина, патриота родного края. Основное внимание должно уделяться развитию логического мышления, активизация которого происходит на основе познания основных законов организации природного и социального мира, тенденций и противоречий развития региона, страны, всего человечества.

В основе содержания курса химии лежат ведущие системообразующие идеи:

  • материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
  • причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
  • познаваемость веществ и закономерностей химических реакций;
  • объясняющая и прогностическая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;
  • конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте веществ и химической эволюции;
  • законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;
  • наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
  • развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

 

Целями изучения химии в старшей школе на профильном уровне являются:

  • освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
  • овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;
  • воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;
  • применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.

 

Основу изучения курса химии основной школы составляют:

1)      деятельностный подход;

2)      витагенный подход к изучению предмета;

3)      идеи системного подхода;

4)      проектный метод;

5)      принцип интегративного подхода в образовании;

6)      использование электронных образовательных ресурсов.

 

Реализация данной рабочей программы предполагает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на профильном уровне являются:

умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

исследование несложных реальных связей и зависимостей;

определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;

использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

 

Особенности курса, отличающие его от ФК ГОСа, других программ:

  • данный курс как в теоретической, так и в фактологической части является практикоориентированным: понятия, законы, теории, вещества, и процессы рассматриваются в плане их практического значения, использования в повседневной жизни, роли в природе и производстве;
  • широкое применение интегративного подхода. Основным интегрирующим элементом является понятие «вещество» во всех формах его проявления. Это способствует формированию единой естественно-научной картины мира;
  • применение электронных образовательных ресурсов во время классной и домашней работы;
  • увеличена доля химического эксперимента, в том числе лабораторного, выполняемого самими учащимися. Пересмотрены подходы к проведению демонстрационного и лабораторного эксперимента, в частности включены элементы исследовательского характера, проблемный подход к постановке и результатам;
  • усиление экологической составляющей;
  • высокий теоретический уровень, который позволяет сделать процесс обучения максимально развивающим.

 

Реализация Р(НР) компонента ГОС осуществляется через:

  • включение в содержание учебных тем регионального материала, что способствует формированию ключевой компетентности в гражданско-общественной деятельности и бытовой сфере (содержание обучения, реализующее Р(НР) компонент ГОСа в тексте программы выделено цветом);
  • формы учебных занятий и используемые педагогические технологии, способствующие формированию компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  • осуществление оценивания уровня учебных достижений учащихся по трем составляющим образованности.

Реализация содержательных линий образования регионального (национально-регионального) компонента осуществляется в той или иной форме и степени в каждой учебной теме. Содержание каждой из образовательных линий нацелено на выработку практических навыков гармоничного взаимодействия учащихся с природным и социальным миром региона, тем самым, обеспечивает реализацию требований компетентностного подхода в обучении.

Основные направления реализации содержательных линий:

  • художественная культура формируется посредством знакомства с художественными памятниками, изготовленными из различных веществ, историей становления и развития некоторых ремесел;
  • социально-экономическая и правовая культура – законодательные акты, направленные на сохранение экологической безопасности региона, страны, мира;
  • культура здоровья и охраны жизнедеятельности через организацию учебного места, химически правильное поведение для сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей;
  • экологическая культура формируется через изучение веществ, их влияния на организм человека, экосистемы;
  • информационная культура формируется через изучение и применение различных методов познания (эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция); умение работать с информацией, закодированной различным образом (химическая формула, уравнение реакции, модель молекулы, текст, график, таблица, рисунок).

 

В разделе «Содержание образования» учебный материал, реализующий или находящийся в идеологии Р(НР)К ГОС, выделен цветом.

 

 

Реализация компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта в той или иной степени осуществляется при изучении всех тем.

Первое направление реализации Образовательной программы школы – концептуализация содержания экологического образования и реализация всех содержательных направлений в рамках образовательной системы.

Цель: включение в содержание образования курса химии экологической составляющей, модернизация форм организации образовательного процесса с точки зрения их экологизации.

Задачи:

  • содержательное расширение экологического образования: от экологии среды к экологии тела и экологии души;
  • углубляющаяся экологизация образовательной системы, которая проявляется в общем процессе экологизации курса физики основной школы;
  • расширение исследовательской, проектной деятельности учащихся, направленных на решение экологических проблем деревни, района, области.

Формы реализации:

  • включение экологической компоненты образования в содержание курса химии;

Второе направление реализации Образовательной программы школы – создание условий для развития речевой, коммуникативной культуры учащихся.

Цель: создание условий для повышения речевой, коммуникативной культуры учащихся.

Задачи:

  • обеспечить освоение учащимися навыков грамотной устной и письменной речи;
  • развитие у учащихся коммуникативной культуры;

Формы реализации:

  • освоение речевых навыков достигается изменением подхода к их формированию со знаниевого на деятельносто-практический;
  • развитие коммуникативной компетентности учащихся достигается за счет применения на практике проблемно-диалогового обучения, игровых технологий, технологии учебных дискуссий.

Третье направление реализации Образовательной программы школы – развитие творческого потенциала личности учащихся.

Цель: создание условий для развития интеллектуального, творческого, личностного потенциала школьников на основе современных психолого-педагогических представлений о развитии личности школьника.

Задачи:

  • обеспечить уровень образования, соответствующий современным требованиям, на базе содержания образования курса химии;
  • развитие у учащихся самостоятельности мышления и способности к самообразованию и саморазвитию;
  • обеспечить условия, учитывающие индивидуально-личностные различия учащихся.

Формы реализации:

  • развитие у учащихся самостоятельности мышления и способности к самообразованию и саморазвитию достигается за счет использования принципов развивающего обучения (проблематичность, диалогичность, индивидуализация, содержательного обобщения) и предусматривает как проведение самостоятельных занятий, так и использование этих принципов на обычных уроках;
  • условия, обеспечивающие учет индивидуально-личностных особенностей учащихся, достигаются за счет применения уровневой дифференциации как при изучении нового материала, так и при контроле.

 

С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы целесообразно использовать:

  • формы образования – комбинированный урок, учебные лекции, семинары, лабораторные работы, практические работы, дискуссии и др.;
  • технологии образования – работу в группах, индивидуальную работу учащихся, модульную, проектную, информационно-коммуникативную и др.;
  • методы образования – самостоятельные работы, фронтальный опрос, объяснение, сократический метод, герменевтический метод и др.;
  • методы мониторинга знаний и умений обучающихся – тесты, творческие работы, контрольные работы, устный опрос и др.

 

Программа рассчитана на 105 часов, из расчета – 3 учебных часа в неделю. Предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 3 учебных часов.


Таблица 1. Направления интеграции понятия «вещество» в курсе химии.

Физика

География

Биология, экология

Математика

История

Русский язык, литература

Использование физических понятий, величин, единиц измерения. Распространение химических элементов и их соединений в неживой природе. Распространение химических элементов и их соединений в живой природе. Использование математических понятий (пропорция, производная, логарифм, уравнение, система уравнений), величин, единиц измерения. Знакомство с биографиями ученых–химиков, их вкладом в развитие науки, культуры, общества. Развитие культуры речи.
Изучение теорий (законов, явлений), общих для физики и химии (строение атома и вещества, термодинамика, электролиз, источники тока). Изучение металлургии, химической промышленности. Физиологическое действие конкретных веществ. Решение задач, построение графиков.

Анализ графиков.

Знакомство с историей становления химической науки, получением конкретных веществ. Использование различных словарей (толковый, этимологический).
Изучение физических свойств веществ. Привлечение краеведческого материала при изучении конкретных веществ. Круговорот химических элементов в природе. Влияние антропогенного фактора на распространение веществ в окружающей среде. Изучение и построение геометрических моделей молекул.   Применение лингвистических обозначений (префикс, корень, суффикс) при изучении номенклатуры веществ.
    Экологический, природосообразный подход к решению конкретных проблем.     Использование текстов литературных произведений, содержащих описание применения конкретных веществ, химических явлений.

 


 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Наименование темы

(раздела программы)

Сроки

Всего

час.

Лаб. работы

Практ. работы

Контр- диагностич.

1. Строение атома

02.09.13-25.09.13

10

1

2. Строение вещества

26.09.13-31.11.13

16

4

1

3. Химические реакции

11.11.13-26.01.14

27

8

4

1

4. Вещества и их свойства

27.01.14-20.04.14

34

14

1

3

5. Химический практикум

21.04.14-04.05.14

6

6

6. Химия в жизни общества

05.05.14-18.05.14

5

2

7. Итоговая работа

19.05.14-23.05.14

2

2

  Резервное время

5

 

Итого

 

105

28

11

8


СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Тема 1. Строение атома.

Происхождение и превращение химических элементов во Вселенной. Химическая эволюция как предтеча эволюции биологической. Проблемы эволюционной химии. Отбор химических элементов в ходе эволюции.

Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Нуклиды и изотопы. Электрон. Дуализм электрона. Квантовые числа. Атомная орбиталь. Распределение электронов по орбиталям в соответствии с принципом Паули и правилом Хунда. Электронная конфигурация атома. Валентные электроны. Основное и возбужденные состояния атомов.

Электронная классификация химических элементов (s-, p-, d- элементы). Электронные конфигурации атомов переходных элементов.

Валентные возможности атомов химических элементов, факторы их определяющие.

Предпосылки создания Периодического закона. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон и строение атома. Современная формулировка периодического закона и современное состояние периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Периодические свойства элементов (атомные радиусы, энергия ионизации) и образованных ими веществ. Значение Периодического закона для развития науки и понимания химической картины мира. Содержание химических элементов в организме человека. Макро-, микро- и ультрамикроэлементы. Важнейшие элементы-биогены, особенности строения их атомов. Закономерности, обусловливающие изменение биологических свойств элементов (в виде их соединений).

Демонстрации.

  1. Модели электронных облаков (орбиталей) различной формы.
  2. Различные варианты таблиц периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.
  3. Образцы простых веществ, оксидов и гидроксидов элементов 3-го периода и демонстрация их свойств.

 

Тема 2. Строение вещества.

Химическая связь. Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Межмолекулярные взаимодействия. Единая природа химических связей.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Современные представления о строении твердых, жидких и газообразных веществ. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомарная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость свойств веществ от типа кристаллических решеток.

Комплексные соединения: номенклатура, строение и механизм образования химической связи. Координационная связь как основа биохимических процессов.

Гибридизация атомных орбиталей. Пространственное строение молекул. Полярность молекул.

Общие понятия химии высокомолекулярных соединений: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, средняя молекулярная масса. Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений – полимеризация и поликонденсация. Линейная, разветвленная и пространственная структура полимеров. Аморфное и кристаллическое строение. Зависимость свойств полимеров от строения. Термопластичные и термоактивные полимеры. Характеристика отдельных представителей полимеров [пластмассы (полиэтилен, полипропилен, полистирол, полиметилметакрилат, фенолформальдегидные смолы), эластомеры (натуральный и синтетические каучуки), волокна (лавсан, капрон). Композиты, особенности их свойств, перспективы использования. Производство полимеров на Среднем Урале. Деятельность А.А. Тагер по изучению полимеров.

Теория химического строения соединений: предпосылки создания, основные положения, направления развития. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия. Зависимость биологических функций от состава и строения веществ. Причины проявления веществом токсичности (виды связи, строение молекулы, тип кристаллической решетки, агрегатное состояние). Обезвреживание токсичных веществ – изменение их состава и строения.

Диалектические основы общности Периодического закона и теории химического строения.

Чистые вещества и смеси. Дисперсные системы. Коллоидные системы. Получение и свойства дисперсных систем. Дисперсные системы как загрязнители окружающей среды. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые явления при растворении. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная и моляльная концентрации.

Расчетные задачи.

  1. Определение молекулярной формулы по массовым долям элементов в соединении.
  2. Определение молекулярной формулы по данным о продуктах сгорания.

Демонстрации.

  1. Модели кристаллических решеток с ионной связью
  2. Модели молекул различной архитектуры
  3. Модели кристаллических веществ атомной и молекулярной структуры
  4. Модели кристаллических решеток металлов
  5. Модели молекул ДНК и белка
  6. Модели молекул различной геометрической конфигурации
  7. Кристаллические решетки алмаза и графита
  8. Коллекция пластмасс и волокон
  9. Образцы неорганических полимеров.
  10. Образцы дисперсных систем с жидкой средой
  11. Получение дисперсных систем
  12. Коагуляция
  13. Синерезис
  14. Эффект Тиндаля

 

Лабораторные работы.

  1. Качественные реакции на ионы Fe2+, Fe3+, многоатомные спирты.
  2. Получение комплексных соединений и изучение их свойств.
  3. Изучение свойств термопластичных полимеров.
  4. Получение коллоидного раствора хлорида железа (ІІІ)

 

 

Тема 3. Химические реакции.

Химические реакции, их классификация в неорганической и органической химии. Реакции, протекающие в неживой природе. Реакции, протекающие в живых организмах (биокаталитические процессы). Реакции, лежащие в основе биогеохимических круговоротов веществ.

Окислительно-восстановительные реакции в промышленности, быту, природе, организме человека. Методы электронного и электронно-ионного баланса. Направление окислительно-восстановительных реакций. Ряд стандартных электродных потенциалов. Химические источники тока. Гальванические и топливные элементы, аккумуляторы. Экологические аспекты использования свинцовых аккумуляторов.

Закономерности протекания химических реакций. Тепловые эффекты реакций. Термохимические уравнения. Понятие об энтальпии и энтропии. Энергия Гиббса. Закон Гесса и следствия из него.

Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Элементарные и сложные реакции. Механизм реакции. Энергия активации. Катализаторы и катализ (гомогенный, гетерогенный, ферментативный).

Обратимость реакций. Химическое равновесие. Константа равновесия. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле Шателье. Химические реакции, лежащие в основе металлургических и химических производств Среднего Урала. Технологические приемы повышения выхода продукта реакции в равновесных процессах на предприятиях Урала. Изменения в основных круговоротах, связанные с загрязнением окружающей среды (нарушение биокаталитических процессов из-за изменения концентрации реагирующих веществ или появления других, неспецифичных, биокатализаторов, изменение рН среды, температуры и др.). Химические реакции, лежащие в основе саморегуляции природных систем (самоочищение водоемов и почвы, действие буферных систем и др.). Химические реакции, направленные на поддержание равновесных условий биохимических и химических процессов в биосфере (природоохранные мероприятия).

Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Константа диссоциации. Реакции ионного обмена. Произведение растворимости. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Амфотерность. Ионное произведение воды. Водородный показатель (рН) раствора.

Гидролиз органических и неорганических соединений. Значение гидролиза в биологических обменных процессах. Применение гидролиза в промышленности (омылении жиров, получение гидролизного спирта). Гидролизные комбинаты Среднего Урала.

Расчетные задачи.

  1. Расчет объемных отношений газов при химических реакциях.
  2. Вычисление массы веществ или объема газов по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ.
  3. Расчет теплового эффекта по данным о количестве одного из участвующих в реакции веществ и выделившейся (поглощенной) теплоты.
  4. Вычисления по уравнениям, когда одно из веществ взято в виде раствора определенной концентрации.
  5. Вычисления по уравнениям, когда одно или несколько веществ взяты в избытке.
  6. Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.
  7. Определение выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Демонстрации.

  1. Аллотропные превращения серы и фосфора
  2. Реакции, идущие с образованием газа, осадка или воды
  3. Окислительно-восстановительные реакции в неорганической химии (взаимодействие цинка с растворами соляной кислоты и сульфата меди (ІІ).
  4. Окислительно-восстановительные реакции в органической химии (окисление альдегида в карбоновую кислоту — реакция «серебряного зеркала» или реакция с гидроксилом меди (ІІ), окисление этанола на медном катализаторе)
  5. Изучение зависимости скорости химической реакции от концентрации веществ, температуры (взаимодействие тиосульфата натрия с серной кислотой), поверхности соприкосновения веществ (взаимодействие соляной кислоты с гранулами и порошками алюминия или цинка)
  6. Проведение каталитических реакций разложения пероксида водорода, горения сахара, взаимодействия йода и алюминия
  7. Коррозия железа в водной среде с уротропином и без него
  8. Наблюдение смещения химического равновесия в системе: FeCl3 + KSCN = Fe(SCN)3 + 3KCl
  9. Сравнение электропроводности растворов электролитов.
  10. Смещение равновесия диссоциации слабых кислот.
  11. Индикаторы и изменение их окраски в разных средах
  12. Гидролиз карбонатов, сульфатов и силикатов щелочных металлов, нитрата свинца (ІІ) или цинка, хлорида аммония.
  13. Сернокислый и ферментативный гидролиз углеводов

 

Лабораторные работы.

  1. Разложение пероксида водорода с помощью оксида меди (ІІ) и каталазы
  2. Знакомство с коллекцией СМС, содержащих энзимы
  3. Взаимодействие раствора сульфата меди(II) с алюминием без катализатора и в присутствии хлорида натрия
  4. Изучение равновесия в системе (C6H10O5)n + mI2  [(C6H10O5)n*mI2]
  5. Использование индикаторной бумаги для определения рН слюны, желудочного сока, растворов
  6. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды для органических и неорганических электролитов
  7. Различные случаи гидролиза солей. Исследование среды растворов с помощью индикаторной бумаги.
  8. Совместный гидролиз двух солей

 

Практические работы.

  1. Влияние среды раствора на протекание окислительно-восстановительных реакций.
  2. Влияние концентрации реагирующих веществ на скорость реакции в гомогенной среде.
  3. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».
  4. Гидролиз неорганических и органических веществ.

 

 

Тема 4. Вещества и их свойства.

Классификация и номенклатура неорганических и органических веществ. Благородные газы. Соединения благородных газов. Применение.

Общая характеристика металлов (положение в Периодической системе, строение атомов, кристаллов, физические свойства). Значение металлов в природе и жизни человека. Использование металлов в искусстве. Каслинское литье. Проблема «металлизации» окружающей человека среды: причины, последствия, пути решения. Характерные химические свойства металлов.

Коррозия металлов и ее виды (химическая и электрохимическая). Способы защиты от коррозии. Деятельность В.П. Кочергина по изучению коррозии.

Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Роль Демидовых и Д.И. Менделеева в становлении и развитии металлургии на Урале. Уральские ученые-металлурги И.А. Соколов, О.А. Есин, К.П. Бардин. Сплавы (черные и цветные). Производство чугуна и стали. Металлургические комбинаты Среднего Урала. Экологические проблемы добычи и переработки руд черных и цветных металлов на Среднем Урале. Безотходные производства. Электролиз растворов и расплавов. Электролитическое получение щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия. Практическое применение электролиза. Электролиз на предприятиях Среднего Урала. Получение металлов высокой чистоты.

Оксиды и гидроксиды металлов.

Общая характеристика неметаллов (положение в Периодической системе, строение атомов, физические свойства). Значение неметаллов в природе и жизни человека. Примеры соединений неметаллов – основных загрязняющих веществ биосферы, глобальные экологические изменения, которые могут быть ими вызваны. Пути сохранения чистоты биосферы. Характерные химические свойства неметаллов.

Оксиды, гидроксиды и водородные соединения неметаллов. Физические свойства, отношение к воде. Изменение кислотно-основных свойств в группах и периодах.

Теории кислот и оснований (с точки зрения атомно-молекулярного учения, электролитической диссоциации, протолитической).

Кислоты органические и неорганические, их классификация кислот. Общие химические свойства кислот. Особенности свойств азотной, концентрированной серной и муравьиной кислот.

Основания органические и неорганические, их классификация. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Бескислородные основания (аммиак, амины).

Амфотреные органические и неорганические соединения. Химические свойства амфотерных соединений.

Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ. Генетические ряды металлов (на примере кальция, железа), неметаллов (на примере серы, кремния), переходного элемента (на примере цинка). Генетический ряд в органической химии. Единство органических и неорганических веществ.

Расчетные задачи.

  1. Определение молекулярной формулы по массовым долям элементов в соединении.
  2. Определение молекулярной формулы по данным о продуктах сгорания.
  3. Расчет объемных отношений газов при химических реакциях.
  4. Вычисление массы веществ или объема газов по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ.
  5. Расчет теплового эффекта по данным о количестве одного из участвующих в реакции веществ и выделившейся (поглощенной) теплоты.
  6. Вычисления по уравнениям, когда одно из веществ взято в виде раствора определенной концентрации.
  7. Вычисления по уравнениям, когда одно или несколько веществ взяты в избытке.
  8. Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.
  9. Определение выхода продукта реакции от теоретически возможного.

 

Демонстрации.

  1. Коллекция «Классификация неорганических соединений»
  2. Коллекция «Классификация органических соединений»
  3. Модели кристаллических решеток металлов.
  4. Коллекция металлов с разными физическими свойствами
  5. Взаимодействие металлов с неметаллами (цинка с серой, алюминия с йодом), с растворами кислот и щелочей.
  6. Горение металлов (цинка, железа, магния в кислороде).
  7. Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с медью.
  8. Коррозия металлов в различных условиях и методы защиты от нее
  9. Коллекция руд.
  10. Восстановление меди из оксида меди (ІІ) углем и водородом.
  11. Алюминотермия.
  12. Взаимодействия сульфата меди (ІІ) с железом
  13. Составление гальванических элементов.
  14. Электролиз раствора сульфата меди (ІІ).
  15. Образцы щелочных металлов и металлов IIА группы.
  16. Реакция окрашивания пламени солями щелочных металлов.
  17. 17.  Взаимодействие лития и натрия с водой и этиловым спиртом.
  18. 18.  Взаимодействие натрия с серой
  19. Взаимодействие кальция с водой.
  20. Горение магния в воде и углекислом газе.
  21. 21.  Качественные реакции на катионы магния, кальция, бария.
  22. Использование гидроксида меди (II) в качественных реакциях органических соединений.
  23. Переход хромата в дихромат и обратно.
  24. Получение и исследование свойств гидроксида хрома (ІІІ).
  25. Окислительные свойства дихромата калия
  26. 26.  Окислительные свойства перманганата калия в реакциях с органическими и неорганическими соединениями
  27. Модели кристаллических решеток иода, алмаза, графита
  28. Взрыв смеси водорода с кислородом (гремучего газа).
  29. Горение серы, фосфора и угля в кислороде.
  30. Обесцвечивание бромной (иодной) воды этиленом
  31. Взаимодействие концентрированных азотной и серной кислот, а также разбавленной азотной кислоты с медью.
  32. Реакция «серебряного зеркала» для муравьиной кислоты
  33. Взаимодействие аммиака и метиламина с хлороводородом и водой
  34. Взаимодействие раствора гидроксида натрия с амфотерным гидроксидом цинка или алюминия
  1. Практическое осуществление цепочки превращений Р → Р2О5 → Н3РО4 → Са3(РО4)2.
  2. Практическое осуществление цепочки превращений Са → СаО → Са(ОН)2 → Са3(РО4)2.

 

Лабораторные работы.

  1. Ознакомление с образцами представителей разных классов неорганических веществ
  2. Ознакомление с образцами представителей разных классов органических веществ
  3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей
  4. Ознакомление с коллекцией руд
  5. Взаимодействие алюминия с растворами кислот и щелочей.
  6. Получение и изучение свойств гидроксида алюминия
  1. 7.      Исследование свойств соединений меди.
  1. Исследование свойств соединений цинка.
  2. Исследование свойств соединений хрома.
  3. Исследование свойств соединений марганца.
  4. Исследование свойств соединений железа.
  5. Свойства серной и соляной кислот.
  6. Свойства оснований.
  7. Получение и амфотерные свойства гидроксида алюминия.

 

Практические работы.

  1. Взаимодействие металлов с растворами солей.

 

Тема 5. Химический практикум.

  1. Сравнение свойств неорганических и органических соединений.
  2. Генетическая связь между классами веществ.
  3. Получение газов и изучение их свойств.
  4. Решение экспериментальных задач по неорганической химии.
  5. Решение экспериментальных задач по органической химии
  6. Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ

 

 

Тема 6. Химия в жизни общества.

Химическая промышленность. Специфика химической промышленности Среднего Урала. Научные принципы организации. Производство серной кислоты на Урале. Производство аммиака, метанола. Защита окружающей среды и охрана труда на химическом производстве.

Химизация сельского хозяйства, ее направления. Растения и почва, почвенный поглощающий комплекс. Удобрения и их классификация. Производство минеральных удобрений на Среднем Урале. Химические средства защиты растений. Отрицательные последствия применения пестицидов.

Химическое загрязнение окружающей среды. Химическая экология атмосферы, гидросферы и литосферы. Парниковый эффект. Кислотные осадки. Разрушение озонового слоя.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Домашняя аптечка. Моющие и чистящие средства. Средства личной гигиены и косметики. Химия и пища.

 

Демонстрации.

  1. Модель производства серной кислоты.
  2. Модель «кипящего слоя».
  3. Коллекция «Минеральные удобрения».
  1. Коллекция пестицидов.
  2. Коллекция моющих и чистящих средств.
  1. Видеофрагменты по химической мелиорации почв и химизации животноводства
  2. Домашняя, автомобильная аптечки и аптечка химического кабинета.

 

Лабораторные работы.

  1. Ознакомление с образцами средств бытовой химии и лекарственных препаратов, изучение инструкций к ним по правильному и безопасному применению
  2. Изучение международной символики по уходу за текстильными изделиями и маркировки на упаковках пищевых продуктов

 


 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Учебники

  1. Габриелян О.С. Химия. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова.  – М.: Дрофа, 2002. –  368 с.

 

Справочные пособия

  1. Справочник школьника по химии. (составлен самостоятельно)

 

Цифровые образовательные ресурсы

  1. Мультимедийные презентации по всем темам программы для сопровождения уроков. (Разработаны самостоятельно).
  2. Модули электронных образовательных ресурсов «Химия» (http://fcior.edu.ru)
  3. Материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school/collection.edu.ru)

 

Методическая литература

  1. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия. 11 кл.: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2003.
  2. Габриелян О.С. Химический эксперимент в школе. 11 кл.: учебно-метод. пособие / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2009. – 222, [2] с.
  3. Габриелян О.С., Деглина Т.Е., Маскаев Ф.Н. Общая химия, 11: профильный уровень: методическое пособие: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2005.

 

 

Сборники тестов, задач и упражнений

  1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. – М.: Дрофа, 2003.
  2. Габриелян О.С. и др. Задачи по химии и способы их решения. – М.: Дрофа, 2004.
  3. Габриелян О.С., Воловик В.Б. Общая химия. Задачи и упражнения. – М.: Просвещение, 2006.
  4. Габриелян О.С., Воловик В.Б. Единый государственный экзамен. Химия. Сборник заданий и упражнений.
  5. Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И.Г., Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: Дрофа, 2004.
  6. Смирнова Л.М., Жуков П.А. Сборник задач по общей и неорганической химии. 8–11 классы. – СПб.: «Паритет», 2000.
  7. Химия. Сборник задач для проведения устного экзамена по химии за курс основной школы. – М.: Дрофа, 1999.
  8. Журин А.А. Сборник упражнений и задач по химии. Решение и анализ. – М.: Аквариум, 1997.
  9. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: «Издательство Новая Волна», 1997.
  10. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для поступающих в ВУЗы. – М.: «Издательство Новая Волна», 1997.

 

Материально-техническое оснащение образовательного процесса

  1. мультимедийный компьютер;
  2. мультимедийный проектор;
  3. проекционный экран;
  4. таблица «Периодическая  система химических элементов Д.И.Менделеева»;
  5. таблица «Растворимость солей, оснований и кислот в воде»;
  6. таблица «Ряд стандартных электродных потенциалов металлов»;
  7. таблица «Правила техники безопасности»;
  8. комплект таблиц «Начала химии», «Строение вещества. Химическая связь», «Растворы. Электролитическая диссоциация», «Химические реакции», «Металлы», «Неметаллы» «Химическое производство. Металлургия», «Строение органических веществ», «Реакции органических веществ», «Природные источники углеводородов. Способы их переработки. Органический синтез», «Высокомолекулярные вещества. Полимеры», «Белки и нуклеиновые кислоты»;
  9. карточки с тестовыми заданиями;
  10. инструктивные карточки для лабораторных и практических работ;
  11. видеофильмы «Периодический закон Д.И. Менделеева», «Бутлеров и теория строения», «Строение атома», «Дисперсные системы», «Общие свойства растворов»;
  12. набор атомов для составления моделей молекул;
  13. лабораторное оборудование, вещества и материалы согласно перечню лабораторных, практических работ и демонстрационных опытов;


 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Знать / понимать (предметно-информационная составляющая образованности):

  • знать роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
  • знать и понимать важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
  • знать и понимать основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;
  • знать и понимать основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
  • знать классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
  • знать природные источники углеводородов и способы их переработки;
  • знать вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
  • знать основные тенденции развития металлургии и химической промышленности Свердловской области;
  • знать способы отбора и источники получения химической информации для решения конкретной проблемы взрослого человека;
  • знать особенности различных стилей подачи химической информации;
  • знать основные профессии и образовательные учреждения Свердловской области, осуществляющие подготовку в области химии и экологии;
  • иметь представление об эффективных способах проверки достоверности получаемой из различных источников химической информации;
  • иметь представления о нормативных актах законодательной и исполнительной власти Свердловской области по дальнейшему укреплению экологической безопасности;
  • иметь представления о возможностях дальнейшего повышения личного участия в решении экологических проблем родного края.

Уметь (деятельностно-коммуникативная составляющая образованности):

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
  • характеризовать: s– , p– и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
  • объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
  • выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
  • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации (химической, экологической, об учебных заведениях и востребованных профессиях) с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;
    • соблюдать основные законы и постановления природоохранной направленности Свердловской области, муниципального района;
    • уметь выстраивать взаимодействие со сверстниками, учителями на основе общепринятых моральных, эстетических трудовых норм, учета индивидуальных особенностей разных людей;
    • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
      • понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
      • постоянной самостоятельной заботы о сохранении благоприятной природной среды в месте своего проживания;
      • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
      • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
      • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
      • безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
      • сохранения и укрепления собственного здоровья и членов семьи;
      • распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
      • оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
      • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

 


 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Выполнение заданий текущего контроля (тестовые проверочные работы)

Отметка «5»: ответ содержит 90–100% элементов знаний.

Отметка «4»: ответ содержит 70–89% элементов знаний.

Отметка «3»: ответ содержит 50–69% элементов знаний.

Отметка «2»: ответ содержит менее 50% элементов знаний.

 

Оценка устного ответа, письменной контрольной работы (задания со свободно конструируемым ответом):

Отметка «5» ставится, если в ответе присутствуют все понятия, составляющие содержание данной темы (основные законы и теории химии, закономерности протекания химических реакций, общие научные принципы производства неорганических и органических веществ и др.), а степень их раскрытия соответствует уровню, который предусмотрен государственным образовательным стандартом. Ответ демонстрирует овладение учащимся ключевыми умениями, отвечающими требованиям стандарта к уровню подготовки выпускников (грамотное владение химическим языком, использование химической номенклатуры – «тривиальной» или международной, умение классифицировать вещества и реакции, терминологически грамотно характеризовать любой химический процесс, объяснять обусловленность свойств и применения веществ их строением и составом, сущность и закономерность протекания изученных видов реакций). В ответе возможная одна несущественная ошибка.

Отметка «4» ставится, если в ответе присутствуют все понятия, составляющие основу содержания темы, но при их раскрытии допущены неточности, которые свидетельствуют о недостаточном уровне овладения отдельными ключевыми умениями (ошибки при определении классификационных признаков веществ, использовании номенклатуры, написании уравнений химических реакций и т.п.).

Отметка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный (отсутствуют некоторые понятия, необходимые для раскрытия основного содержания темы); в ответе проявляется недостаточная системность знаний или недостаточный уровень владения соответствующими ключевыми умениями.

Отметка «2» ставится, если при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1» при отсутствии ответа.

 

Оценка письменной контрольной работы (задания со свободно конструируемым ответом):

Отметка «5»

ответ полный (присутствуют все элементы знаний) и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»

ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»

работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.

Отметка «2»

работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка «1»

работа не выполнена.

 

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

 

Оценка умений решать расчетные задачи:

Отметка «5»

в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»

в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»

в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»

имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»

задача не решена.

 

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.

Отметка «5»

работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»

работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»

работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»

допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»

работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

 

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»

допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Отметка «1»

задача не решена.

Поставь закладку:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *