Рабочая программа курса химии. 8 класс

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование

Содержание образования

Учебно-методическое обеспечение программы

Требования к уровню подготовки обучающихся

Критерии оценивания учебных достижений обучающихся

Примерное поурочное планирование

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1089 от 05.03.04; регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 17.01.2006 г. № 15-ПП; Образовательной программы школы, утвержденной приказом директора № 61 от 27.08.2010 г.; программы курса химии 8–11 классов (авт. Габриелян О.С.) и примерной программы основного общего образования по химии.

Данная программа конкретизирует и расширяет содержание отдельных тем образовательного стандарта в соответствии с образовательной программой школы, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательности их изучения с учетом внутрипредметных и межпредметных связей, логики учебного процесса школы экологической культуры. Программа содержит набор демонстрационных, лабораторных и практических работ, необходимых для формирования у учащихся специфических для учебного предмета химия знаний и умений, а также ключевых компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности и бытовой сфере. Реализация программы создает условия для развития экологической культуры учащихся, как основной идеи образовательной программы школы.

Курс химии направлен на:

  • формирование у учащихся представлений о химической картине мира как части целостной естественно-научной картины мира;
  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения химической науки и её вклада в научно-технический прогресс;
  • освоение приёмов логического мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.) при изучении важнейших понятий и законов о составе, строении и свойствах веществ;
  • воспитание убеждённости в том, что применение полученных знаний и умений является объективной необходимостью для безопасной работы с веществами и материалами в быту и на производстве;
  • проектирование и реализация выпускниками основной школы личной образовательной траектории: выбор профиля обучения в старшей школе или профессионального образовательного учреждения;
  • овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными.

Содержание курса выстроено с учётом психолого-педагогических принципов, возрастных особенностей школьников. В подростковом возрасте происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по самоорганизации и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. На этапе основного общего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

В основе содержания курса химии лежат ведущие системообразующие идеи:

  • материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
  • причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
  • познаваемость веществ и закономерностей химических реакций;
  • объясняющая и прогностическая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;
  • конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте веществ и химической эволюции;
  • законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;
  • наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
  • развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

 

Целями изучения химии в 8 классе являются:

  • формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического образования для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности;
  • формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;
  • приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых компетентностей, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решение проблем, принятие решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Задачи изучения химии в 8 классе:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

 

Основу изучения курса химии основной школы составляют:

1)      деятельностный подход;

2)      витагенный подход к изучению предмета;

3)      теория поэтапного формирования умственных действий;

4)      теория опережающего обучения;

5)      идеи системного подхода;

6)      принцип интегративного подхода в образовании;

7)      использование электронных образовательных ресурсов.

Реализация данной рабочей программы предполагает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  • использование для познания окружающего мира различных научных методов (наблюдение, измерение, описание, эксперимент);
  • проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов;
  • использование для решения познавательных задач различных источников информации;
  • представление информации в различном виде, перевод информации из одного вида в другой;
  • соотнесение витагенного опыта личности с изучаемым материалом, выявление проблем в интерпретации витагенного опыта с позиций научного знания;
  • соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

 

Особенности курса, отличающие его от ФК ГОСа, других программ:

  • данный курс как в теоретической, так и в фактологической части является практикоориентированным: понятия, законы, теории, вещества, и процессы рассматриваются в плане их практического значения, использования в повседневной жизни, роли в природе и производстве;
  • широкое применение интегративного подхода. Основным интегрирующим элементом является понятие «вещество» во всех формах его проявления. Это способствует формированию единой естественно-научной картины мира;
  • применение электронных образовательных ресурсов во время классной и домашней работы;
  • увеличена доля химического эксперимента, в том числе лабораторного, выполняемого самими учащимися. Пересмотрены подходы к проведению демонстрационного и лабораторного эксперимента, в частности включены элементы исследовательского характера, проблемный подход к постановке и результатам;
  • усиление экологической составляющей;
  • высокий теоретический уровень, который позволяет сделать процесс обучения максимально развивающим.

 

Реализация Р(НР) компонента ГОС осуществляется через:

  • включение в содержание учебных тем регионального материала, что способствует формированию ключевой компетентности в гражданско-общественной деятельности и бытовой сфере (содержание обучения, реализующее Р(НР) компонент ГОСа в тексте программы выделено цветом);
  • формы учебных занятий и используемые педагогические технологии, способствующие формированию компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  • осуществление оценивания уровня учебных достижений учащихся по трем составляющим образованности.

Реализация содержательных линий образования регионального (национально-регионального) компонента осуществляется в той или иной форме и степени в каждой учебной теме. Содержание каждой из образовательных линий нацелено на выработку практических навыков гармоничного взаимодействия учащихся с природным и социальным миром региона, тем самым, обеспечивает реализацию требований компетентностного подхода в обучении.

Основные направления реализации содержательных линий:

  • художественная культура формируется посредством знакомства с художественными памятниками, изготовленными из различных веществ, историей становления и развития некоторых ремесел;
  • социально-экономическая и правовая культура – законодательные акты, направленные на сохранение экологической безопасности региона, страны, мира;
  • культура здоровья и охраны жизнедеятельности через организацию учебного места, химически правильное поведение для сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей;
  • экологическая культура формируется через изучение веществ, их влияния на организм человека, экосистемы;
  • информационная культура формируется через изучение и применение различных методов познания (эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция); умение работать с информацией, закодированной различным образом (химическая формула, уравнение реакции, модель молекулы, текст, график, таблица, рисунок).

 

Реализация компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта в той или иной степени осуществляется при изучении всех тем.

Первое направление реализации Образовательной программы школы – концептуализация содержания экологического образования и реализация всех содержательных направлений в рамках образовательной системы.

Цель: включение в содержание образования курса химии экологической составляющей, модернизация форм организации образовательного процесса с точки зрения их экологизации.

Задачи:

  • содержательное расширение экологического образования: от экологии среды к экологии тела и экологии души;
  • углубляющаяся экологизация образовательной системы, которая проявляется в общем процессе экологизации курса химии основной школы;
  • расширение исследовательской, проектной деятельности учащихся, направленных на решение экологических проблем деревни, района, области.

Формы реализации:

  • включение экологической компоненты образования в содержание курса химии;

Второе направление реализации Образовательной программы школы – создание условий для развития речевой, коммуникативной культуры учащихся.

Цель: создание условий для повышения речевой, коммуникативной культуры учащихся.

Задачи:

  • обеспечить освоение учащимися навыков грамотной устной и письменной речи;
  • развитие у учащихся коммуникативной культуры;

Формы реализации:

  • освоение речевых навыков достигается изменением подхода к их формированию со знаниевого на деятельносто-практический;
  • развитие коммуникативной компетентности учащихся достигается за счет применения на практике проблемно-диалогового обучения, игровых технологий, технологии учебных дискуссий.

Третье направление реализации Образовательной программы школы – развитие творческого потенциала личности учащихся.

Цель: создание условий для развития интеллектуального, творческого, личностного потенциала школьников на основе современных психолого-педагогических представлений о развитии личности школьника.

Задачи:

  • обеспечить уровень образования, соответствующий современным требованиям, на базе содержания образования курса химии;
  • развитие у учащихся самостоятельности мышления и способности к самообразованию и саморазвитию;
  • обеспечить условия, учитывающие индивидуально-личностные различия учащихся.

Формы реализации:

  • развитие у учащихся самостоятельности мышления и способности к самообразованию и саморазвитию достигается за счет использования принципов развивающего обучения (проблематичность, диалогичность, индивидуализация, содержательного обобщения) и предусматривает как проведение самостоятельных занятий, так и использование этих принципов на обычных уроках;
  • условия, обеспечивающие учет индивидуально-личностных особенностей учащихся, достигаются за счет применения уровневой дифференциации как при изучении нового материала, так и при контроле.

 

В разделе «Содержание образования» учебный материал, реализующий или находящийся в идеологии Р(НР)К ГОС и компонента образовательного учреждения, выделен цветом.

 

С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы целесообразно использовать:

  • формы образования – комбинированный урок, учебные лекции, семинары, лабораторные работы, практические работы, дискуссии и др.;
  • технологии образования – работу в группах, индивидуальную работу учащихся, модульную, проектную, информационно-коммуникативную и др.;
  • методы образования – самостоятельные работы, фронтальный опрос, объяснение, сократический метод, герменевтический метод и др.;
  • методы мониторинга знаний и умений обучающихся – тесты, творческие работы, контрольные работы, устный опрос и др.

 

Программа рассчитана на 105 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю. Предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 7 учебных часов.


Таблица 1. Направления интеграции понятия «вещество» в курсе химии.

Физика

География

Биология, экология

Математика

История

Русский язык, литература

Информатика и ИКТ

Использование физических понятий, величин, единиц измерения. Распространение химических элементов и их соединений в неживой природе. Распространение химических элементов и их соединений в живой природе. Использование математических понятий (пропорция, уравнение, система уравнений), величин, единиц измерения. Знакомство с биографиями ученых–химиков, их вкладом в развитие науки, культуры, общества. Развитие культуры речи. Преобразование информации с помощью средств ИКТ
Изучение теорий (законов, явлений), общих для физики и химии (строение атома и вещества, тепловые явления). Привлечение краеведческого материала при изучении классов неорганических веществ. Физиологическое действие некоторых веществ. Решение задач, построение графиков.

Анализ графиков.

Знакомство с историей становления химической науки, получением конкретных веществ. Использование различных словарей (толковый, этимологический). Работа с текстовым процессором, редактором презентаций, электронными таблицами
Изучение физических свойств веществ. Влияние антропогенного фактора на распространение веществ в окружающей среде. Изучение и построение геометрических моделей молекул.   Применение лингвистических обозначений (корень, суффикс) при изучении номенклатуры веществ. Работа с прикладными компьютерными программами
    Экологический, природосообразный подход к решению конкретных проблем.     Использование текстов литературных произведений, содержащих описание применения конкретных веществ, химических явлений. Использование ресурсов сети Интернет

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тема

Сроки

Всего часов

Лаб. работы

Практ. работы

Контр-диагностич.

Введение. Первоначальные химические понятия

03.09.13-29.09.13

11

2

2

1

Атомы химических элементов

30.09.13-27.10.13

12

3

1

Простые вещества

04.11.13-24.11.13

9

2

1

Соединения химических элементов

25.11.13-26.01.14

21

9

2

1

Изменения, происходящие с веществами

27.01.14-23.03.14

23

10

2

1

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

01.04.14-18.05.14

22

18

4

1

Повторение

19.05.14-30.05.14

3

1

Резерв  

4

Итого

105

44

10

7

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Введение. Первоначальные химические понятия

Предмет химии. Место химии в системе естественных наук. Вещество – форма существования материи. Свойства веществ. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, моделирование. Источники химической информации, ее получение, анализ и представление его результатов.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращение веществ в природе, быту, промышленности. Химическая реакция – процесс превращения веществ. Условия и признаки протекания химических реакций. Отличие химических реакций от физических явлений. Химические реакции (явления), протекающие в живой и неживой природе. Природа как единое целое. Сущность химических реакций.

Взаимосвязь физических и химических явлений. Освоение способов безопасного обращения с химическими веществами в быту.

Роль химии в развитии и смене научных картин мира. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Роль отечественных ученых в становлении химической науки – работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Проведение расчетов массовой доли химического элемента в веществе на основе его формулы.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы. Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

 

Демонстрации

1. Модели (шаростержневые и Стюарта—Бриглеба) различных простых и сложных веществ.

2. Коллекция стеклянной химической посуды.

3. Коллекция материалов и изделий из них на основе алюминия.

4. Взаимодействие мрамора с кислотой и помутнение известковой воды.

 

Лабораторные опыты

1. Сравнение свойств твердых кристаллических веществ и растворов.

2. Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной бумаги.

 

Практические работы

  1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.
  2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание (домашний эксперимент).

 

Расчетные задачи

1. Вычисление относительной молекулярной массы по формуле.

2. Вычисление массовой доли химического элемента.

3. Вывод формулы вещества по массовым долям химических элементов.

 

 

Тема 1. Атомы химических элементов

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома – образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома – образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов малых периодов. Понятие о завершенном электронном уровне. Электронные и электронно-графические формулы атомов.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов – физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента – образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой – образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов неметаллов между собой – образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь. Понятие о валентности, как свойстве атомов образовывать ковалентные химические связи. Составление формул бинарных соединений по валентности. Нахождение валентности по формуле бинарного соединения.

Взаимодействие атомов металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

 

Демонстрации

  1. Электризация тел.
  2. Модели атомов химических элементов.
  3. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (различные формы).

 

Лабораторные опыты

  1. Моделирование принципа действия сканирующего микроскопа.
  2. Изготовление моделей молекул бинарных соединений.
  3. Изготовление модели, иллюстрирующей свойства металлической связи.

 

 

Тема 2. Простые вещества

Положение металлов и неметаллов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы (железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий). Общие физические свойства металлов. Использование металлов в искусстве.

Важнейшие простые вещества-неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Молекулы простых веществ-неметаллов – водорода, кислорода, азота, галогенов. Относительная молекулярная масса.

Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ – аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность этого понятия. Трансформация кислорода в озон, защитная роль озонового слоя Земли.

Количественная характеристика вещества. Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы измерения количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «число Авогадро».

 

Демонстрации.

  1. Образцы металлов.
  2. Получение озона.
  3. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора.
  4. Некоторые металлы и неметаллы с количеством вещества 1 моль.
  5. Молярный объем газообразных веществ.

 

Лабораторные опыты.

1. Ознакомление с коллекцией металлов.

2. Ознакомление с коллекцией неметаллов.

 

Расчетные задачи.

  1. Расчеты, связанные с понятием «количество вещества».

 

 

 

Тема 3. Соединения химических элементов

Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий.

Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и пр. Составление их формул.

Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие водородные соединения, их состав и названия. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная известь. Вода – уникальное вещество. Понятие об «аномальных» свойствах воды. Водные ресурсы планеты. Роль воды в живой и неживой природе, в организме человека. Круговорот воды в природе и его роль в сохранении природного равновесия. Проблема чистой воды на Урале. Проблема накопления углекислого газа в атмосфере. Роль зеленых растений в поддержании постоянного состава атмосферного воздуха. Законодательство в области охраны атмосферного воздуха. Приемы поддержания чистоты воздуха в помещениях. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Получение оснований. Растворимость оснований в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие об индикаторах и качественных реакциях.

Кислоты, их состав и названия. Получение кислот. Кислотные осадки. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная, азотная. Понятие о шкале кислотности (шкала pH). Изменение окраски индикаторов.

Соли как производные кислот и оснований, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция. Засоление почвы и воды как фактор ухудшения качества природной среды.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

 

Демонстрации.

  1. Образцы хлоридов, сульфидов, оксидов металлов.
  2. Образцы природных минералов и руд, содержащих оксиды.
  3. Аммиак, его растворение в воде.
  4. Определение состава воды анализом и синтезом.
  5. Теплопроводность воды.
  6. Сравнение плотности жидкой воды и льда.
  7. Электропроводность воды.
  8. Получение оснований взаимодействием основных оксидов с водой.
  9. Образцы оснований.
  10. Распознавание щелочей с помощью индикаторов.
  11. Получение кислот из кислотных оксидов (имитация образования кислотных дождей).
  12. Образцы кислот.
  13. Распознавание кислот с помощью индикаторов.
  14. Растворение серной кислоты.
  15. Стабильность кислот.
  16. Кислотно-щелочные индикаторы, изменение их окраски в различных средах.
  17. Универсальный индикатор и изменение его окраски в различных средах. Шкала pH.
  18. Определение pH растворов кислоты, щелочи и воды.
  19. Определение pH лимонного и яблочного соков на срезе плодов.
  20. Получение солей взаимодействием кислот со щелочами.
  21. Образцы солей.
  22. Модели кристаллических решёток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV).

 

Лабораторные опыты.

  1. Классификация сложных неорганических веществ.
  2. Ознакомление с коллекцией оксидов.
  3. Ознакомление со свойствами аммиака.
  4. Качественная реакция на углекислый газ.
  5. Решение экспериментальных задач на распознавание растворов кислот и щелочей.
  6. Ознакомление с коллекцией солей.
  7. Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом кристаллической решетки. Изготовление моделей кристаллических решеток.
  8. Ознакомление с образцом горной породы.
  9. Изучение физических свойств железа, серы и их смеси.

 

Практические работы

  1. Анализ почвы и воды (домашний эксперимент).
  2. Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе.

 

Расчетные задачи.

  1. Расчеты, связанные с понятием «массовая (объемная) доля компонента смеси».

 

 

 

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами

Понятие явлений, связанных с изменениями, происходящими с веществом.

Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, – физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, фильтрование и центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Выделение теплоты и света — реакции горения. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Представление о скорости химических реакций. Катализаторы. Промышленные производства на Среднем Урале с использованием катализаторов. Ферменты – биологические катализаторы, изменяющие скорость биохимических реакций в организме. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции, обратимые и необратимые реакции. Реакции замещения. Ряд активности металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и кислотами, реакций вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Окислительно-восстановительные реакции.

Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Значение окислительно-восстановительных реакций в биологических системах. Фотосинтез как важная функция зеленых растений и последствия его нарушения для живого. Использование окислительно-восстановительных реакций для очистки сточных вод, обеззараживания воздуха и воды, обезвреживания токсинов.

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Химическая кинетика. Скорость химической реакции, факторы влияющие на скорость реакции. Химическое равновесие. Живые организмы как химические реакторы. Концентрация веществ – важный фактор функционирования организма (избыток или недостаток веществ приводит к появлению патологий в организме). Закон оптимума. Химическое равновесие как важное условие нормального существования живого организма. Принцип Ле Шателье. Буферные системы в организме как основная мера защиты от повышения концентраций некоторых ионов.

Типы химических реакций на примере свойств воды. Реакция разложения – электролиз воды. Реакции соединения – взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Условие взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения – взаимодействие воды с металлами. Реакции обмена – гидролиз веществ.

Демонстрации

  1. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение окрашенных солей; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания.
  2. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами.
  3. Закон сохранения массы веществ при взаимодействии растворов: а) хлорида кальция и карбоната натрия; б) карбоната натрия и серной кислоты.
  4. Получение гидроксида меди (II); разложение перманганата калия; разложение пероксида водорода с помощью диоксида марганца и каталазы картофеля или моркови.
  5. Взаимодействие разбавленных кислот с металлами.
  6. Растворение гидроксида меди (II) в кислотах; взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании.
  7. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II).
  8. Горение магния.
  9. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
  10. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ.
  11. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ.
  12. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»).
  13. Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ.
  14. Гомогенный и гетерогенный катализ. Ферментативный катализ. Ингибирование.

Обратимые химические реакции на примере димеризации диоксида азота.

  1. Смещение химического равновесия на примере реакции между трихлоридом железа и роданидом калия.

 

Лабораторные опыты

  1. Окисление меди в пламени спиртовки.
  2. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
  3. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами.
  4. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации.
  5. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ.
  6. Моделирование «кипящего слоя».
  7. Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором  серной кислоты при различной температуре.
  8. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы.
  9. Обнаружение каталазы в некоторых пищевых продуктах.
  10. Ингибирование взаимодействия кислот с металлами уротропином.

 

Практические работы

  1. Очистка загрязненной поваренной соли. Определение массовой доли примесей.
  2. Признаки химических реакций.

 

Расчетные задачи

1. Вычисления по химическим уравнениям массы (объема или количества) одного из веществ, участвующих в  реакции по массе (объему или количеству) другого вещества.

2. Расчет объемных отношений газов при химических реакциях.

3. Вычисления по химическим уравнениям массы (объема или количества) одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

4. Вычисления по уравнениям, когда одно из веществ взято в виде раствора определенной концентрации.

5. Расчеты по термохимическим уравнениям реакций.

 

 

Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциаций электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Реакции обмена, идущие до конца. Ионообменные процессы, протекающие в живой и неживой природе. Ионообменная адсорбция как метод, используемый для уменьшения жесткости воды, очистки загрязненной воды.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями – реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации.

Взаимодействие оснований с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов.

Соли, их диссоциация и свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и свойствах.

Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Свойства простых веществ – металлов и неметаллов, кислот и солей в свете окислительно-восстановительных реакций.

 

Демонстрации

  1. Испытание веществ и их растворов на электропроводность.
  2. Зависимость электропроводности фосфорной кислоты от концентрации.
  3. Движение окрашенных ионов в электрическом поле.

 

Лабораторные опыты

  1. Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра.
  2. Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами.
  3. Взаимодействие кислот с основаниями.
  4. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
  5. Взаимодействие кислот с металлами.
  6. Взаимодействие кислот с солями.
  7. Взаимодействие щелочей с кислотами.
  8. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов.
  9. Взаимодействие щелочей с солями.
  10. Получение и свойства нерастворимых оснований.
  11. Взаимодействие основных оксидов с кислотами.
  12. Взаимодействие основных оксидов с водой.
  13. Взаимодействие кислотных оксидов со щелочами.
  14. Взаимодействие кислотных оксидов с водой.
  15. Взаимодействие солей с кислотами.
  16. Взаимодействие солей со щелочами.
  17. Взаимодействие солей с солями.
  18. Взаимодействие растворов солей с металлами.

 

Практические работы

  1. Ионные реакции.
  2. Условия течения химических реакций между растворами электролитов до конца.
  3. Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей с позиции теории электролитической диссоциации».
  4. Решение экспериментальных задач по теме «Классы неорганических соединений».

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Учебники

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян.  – М.: Дрофа, 2012. –  286 с.

 

Рабочие тетради

  1. Габриелян О.С.  Химия. 8 кл. : рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, С.А. Сладков. – М.: Дрофа, 2012. – 207 с.

 

Методическая литература

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Настольная книга учителя. / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2002.
  2. Габриелян О.С. Химический эксперимент в школе. 8 класс: учеб.-метод. пособие / О.С. Габриелян, Н.Н. Рунов, В.И. Толкунов – М.: Дрофа, 2005. – 304 с.

 

Сборники тестов, задач и упражнений

  1. Габриелян О.С.  Тетрадь для оценки качества знаний по химии к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Купцова. – М.: Дрофа, 2012. – 107 с.
  2. Габриелян О.С.  Химия. 8 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2003. – 160 с.
  3. Габриелян О.С. Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8–9 классы. М.: Дрофа, 2005.
  4. Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе. М.: Блик-плюс, 2004.
  5. Габриелян О.С. и др. Задачи по химии и способы их решения. – М.: Дрофа, 2004.
  6. Журин А.А. Сборник упражнений и задач по химии. Решение и анализ. – М.: Аквариум, 1997.
  7. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: «Издательство Новая Волна», 1997.

 

Справочные пособия

  1. Лидин Р.А. Справочник по общей и неорганической химии. – М.: Просвещение: Учеб.лит., 1997.
  2. Справочник школьника по химии. (составлен самостоятельно)
  3. Тикунова И.В., Артеменко А.И. Химия. Краткий справочник. – М.: Высш.шк., 2004.

 

Электронные образовательные ресурсы

  1. Мультимедийные презентации по всем темам программы для сопровождения уроков. (Разработаны самостоятельно).
  2. Модули электронных образовательных ресурсов «Химия» (http://fcior.edu.ru).
  3. Электронное приложение к учебнику (http://drofa.ru).

 

Материально-техническое оснащение образовательного процесса

  1. К теме 1 «Первоначальные химические понятия» 8 класса:

1)      таблица «Периодическая  система химических элементов Д.И.Менделеева»;

2)      таблица «Правила техники безопасности»;

3)      комплект таблиц «Начала химии»;

4)      карточки с тестовыми заданиями;

5)      инструктивные карточки для лабораторных и практических работ;

6)      видеофильм «Химия вокруг нас»;

7)      видеофильм «Химия. 8 класс» 2 части;

8)      компьютер;

9)      мультимедийный проектор;

10)  комплект компьютерных презентаций;

11)  цифровые образовательные ресурсы ФЦИОР;

12)  проекционный экран;

13)  набор атомов для составления моделей молекул;

14)  коллекции стеклянных и алюминиевых предметов;

15)  стеклянные трубки;

16)  вещества: малахит, K3[Fe(CN)6], FeSO4, KMnO4, (NH4)2Cr2O7, Са(ОН)2, железо (стружка), сера (порошок)

17)  коллекции «Минералы», «Стеклянные и алюминиевые изделия»;

18)  лабораторное оборудование: лабораторный штатив, штатив для пробирок, пробиркодержатель, спиртовка, воронка, делительная воронка, химические стаканы на 50, 100 мл, колбы Эрленмейера на 100 мл, плоскодонные колбы на 100 мл, пробирки, стеклянные палочки, ступка с пестиком, пробка с газоотводной трубкой, прибор для опытов с электрическим током, асбестированная сетка, магнит, бюретка, выпарительная чаша, технохимические весы с разновесами, стеклянные колпаки на 500 и 1000 мл;

19)  материалы: машинное масло, нефть, активированный уголь, чернила, загрязненная поваренная соль, вода.

  1. К теме 2 «Вещество» 8 класса:

20)  таблица «Периодическая  система химических элементов Д.И.Менделеева»;

21)  таблица «Растворимость солей, оснований и кислот в воде»;

22)  таблица «Правила техники безопасности»;

23)  комплект таблиц «Начала химии», «Строение вещества. Химическая связь», «Растворы. Электролитическая диссоциация»;

24)  карточки с тестовыми заданиями;

25)  инструктивные карточки для лабораторных и практических работ;

26)  видеофильм «Химия вокруг нас»;

27)  видеофильм «Химия. 8 класс» 2 части;

28)  компьютер;

29)  мультимедийный проектор;

30)  комплект компьютерных презентаций;

31)  цифровые образовательные ресурсы ФЦИОР;

32)  проекционный экран;

33)  набор атомов для составления моделей молекул;

34)  электроскоп;

35)  модели кристаллических решеток разных веществ;

36)  вещества и материалы согласно перечню лабораторных и практических работ;

37)  коллекции «Вещества кристаллического и аморфного строения», «Образцы веществ количеством 1 моль», «Модель молярного объема газа», «Металлы», «Неметаллы», «Образцы оксидов, хлоридов, сульфидов металлов», «Образцы природных минералов и руд, содержащих оксиды», «Образцы кислот», «Образцы солей», «Образцы оснований»;

38)  лабораторное оборудование: лабораторный штатив, штатив для пробирок, пробиркодержатель, спиртовка, химические стаканы на 50, 100 мл, колба Эрленмейера на 500 мл, пробирки, ложка для сжигания веществ, пробка с газоотводной трубкой, прибор для опытов с электрическим током, термометр/

  1. К теме 3 «Химические реакции» 8 класса:

39)  таблица «Периодическая  система химических элементов Д.И.Менделеева»;

40)  таблица «Растворимость солей, оснований и кислот в воде»;

41)  таблица «Ряд стандартных электродных потенциалов металлов»;

42)  таблица «Правила техники безопасности»;

43)  комплект таблиц «Химические реакции», «Растворы. Электролитическая диссоциация»;

44)  карточки с тестовыми заданиями;

45)  инструктивные карточки для лабораторных и практических работ;

46)  видеофильм «Химия вокруг нас»;

47)  компьютер;

48)  мультимедийный проектор;

49)  комплект компьютерных презентаций;

50)  цифровые образовательные ресурсы ФЦИОР;

51)  проекционный экран;

52)  набор атомов для составления моделей молекул;

53)  вещества и материалы согласно перечню лабораторных и практических работ;

54)  коллекции «Образцы оксидов», «Образцы кислот», «Образцы солей», «Образцы оснований»;

55)  лабораторное оборудование: лабораторный штатив, штатив для пробирок, пробиркодержатель, спиртовка, химические стаканы на 50, 100 мл, колба Эрленмейера на 500 мл, пробирки, ложка для сжигания веществ, пробка с газоотводной трубкой, прибор для изучения закона сохранения массы.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Тема: «Введение. Первоначальные химические понятия»

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

использовать при характеристике веществ понятия: «атом», «молекула», «химический элемент», «химический знак, или символ», «вещество», «простое вещество», «сложное вещество», «свойства веществ», «химические явления», «физические явления», «коэффициенты», «индексы», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «массовая доля элемента»;

знать: предметы изучения естественнонаучных дисциплин, в том числе химии; химические символы: Al, Ag, C, Ca, Cl, Cu, Fe, H, K, N, Mg, Na, O, P, S, Si, Zn, их названия и произношение;

классифицировать вещества по составу на простые и сложные;

различать: тела и вещества; химический элемент и простое вещество;

описывать: формы существования химических элементов (свободные атомы, простые вещества, сложные вещества); табличную форму Периодической системы химических элементов; положение элемента в таблице Д. И. Менделеева, используя понятия «период», «группа», «главная подгруппа», «побочная подгруппа»; свойства веществ (твердых, жидких, газообразных);

объяснять сущность химических явлений (с точки зрения атомно-молекулярного учения) и их принципиальное отличие от физических явлений;

характеризовать: основные методы изучения естественных дисциплин (наблюдение, эксперимент, моделирование); вещество по его химической формуле согласно плану: качественный состав, тип вещества (простое или сложное), количественный состав, относительная молекулярная масса, соотношение масс элементов в веществе, массовые доли элементов в веществе (для сложных веществ); роль химии (положительную и отрицательную) в жизни человека, аргументировать свое отношение к этой проблеме;

вычислять относительную молекулярную массу вещества и массовую долю химического элемента в соединениях;

проводить наблюдения свойств веществ и явлений, происходящих с веществами;

соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

 

Общеучебные умения и навыки

Учащийся должен уметь:

определять проблемы, т. е. устанавливать несоответствие между желаемым и действительным;

составлять сложный план текста;

владеть таким видом изложения текста, как повествование;

под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результатов, выводов;

использовать такой вид мысленного (идеального) моделирования, как знаковое моделирование (на примере знаков химических элементов, химических формул);

использовать такой вид материального (предметного) моделирования, как физическое моделирование (на примере моделирования атомов и молекул);

получать химическую информацию из различных источников;

определять объект и аспект анализа и синтеза;

определять компоненты объекта в соответствии с аспектом анализа и синтеза;

осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта;

определять отношения объекта с другими объектами;

определять существенные признаки объекта.

 

Тема «Атомы химических элементов»

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

использовать при характеристике атомов понятия: «протон», «нейтрон», «электрон», «химический элемент», «массовое число», «изотоп», «электронный слой», «энергетический уровень», «элементы-металлы», «элементы-неметаллы»; при характеристике веществ понятия «ионная связь», «ионы», «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «электроотрицательность», «валентность», «металлическая связь»;

описывать состав и строение атомов элементов с порядковыми номерами 1–20 в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;

составлять схемы распределения электронов по электронным слоям в электронной оболочке атомов; схемы образования разных типов химической связи (ионной, ковалентной, металлической);

объяснять закономерности изменения свойств химических элементов (зарядов ядер атомов, числа электронов на внешнем электронном слое, число заполняемых электронных слоев, радиус атома, электроотрицательность, металлические и неметаллические свойства) в периодах и группах (главных подгруппах) Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева с точки зрения теории строения атома;

сравнивать свойства атомов химических элементов, находящихся в одном периоде или главной подгруппе Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева (зарядов ядер атомов, числа электронов на внешнем электронном слое, число заполняемых электронных слоев, радиус атома, электроотрицательность, металлические и неметаллические свойства);

давать характеристику химических элементов по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева (химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома – заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям);

определять тип химической связи по формуле вещества;

приводить примеры веществ с разными типами химической связи;

характеризовать механизмы образования ковалентной связи (обменный), ионной связи, металлической связи;

устанавливать причинно-следственные связи: состав вещества – тип химической связи;

составлять формулы бинарных соединений по валентности;

находить валентность элементов по формуле бинарного соединения.

 

Общеучебные умения и навыки

Учащийся должен уметь:

формулировать гипотезу по решению проблем;

составлять план выполнения учебной задачи, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

составлять тезисы текста;

владеть таким видом изложения текста, как описание;

использовать такой вид мысленного (идеального) моделирования, как знаковое моделирование (на примере составления схем образования химической связи);

использовать такой вид материального (предметного) моделирования, как аналоговое моделирование;

использовать такой вид материального (предметного) моделирования, как физическое моделирование (на примере моделей строения атомов);

определять объекты сравнения и аспект сравнения объектов;

выполнять неполное однолинейное сравнение;

выполнять неполное комплексное сравнение;

выполнять полное однолинейное сравнение.

 

Тема «Соединения химических элементов»

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

использовать при характеристике веществ понятия: «степень окисления», «валентность», «оксиды», «основания», «щелочи», «качественная реакция», «индикатор», «кислоты», «кислородсодержащие кислоты», «бескислородные кислоты», «кислотная среда», «щелочная среда», «нейтральная среда», «шкала pH», «соли», «аморфные вещества», «кристаллические вещества», «кристаллическая решетка», «ионная кристаллическая решетка», «атомная кристаллическая решетка», «молекулярная кристаллическая решетка», «металлическая кристаллическая решетка», «смеси»;

классифицировать сложные неорганические вещества по составу на оксиды, основания, кислоты и соли; основания, кислоты и соли по растворимости в воде; кислоты по основности и содержанию кислорода;

определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов (оксиды, летучие водородные соединения, основания, кислоты, соли) по формуле;

описывать свойства отдельных представителей оксидов (на примере воды, углекислого газа, негашеной извести), летучих водородных соединений (на примере хлороводорода и аммиака), оснований (на примере гидроксидов натрия, калия и кальция), кислот (на примере серной кислоты) и солей (на примере хлорида натрия, карбоната кальция, фосфата кальция);

определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

составлять формулы оксидов, оснований, кислот и солей по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;

составлять названия оксидов, оснований, кислот и солей;

сравнивать валентность и степень окисления; оксиды, основания, кислоты и соли по составу;

использовать таблицу растворимости для определения растворимости веществ;

устанавливать генетическую связь между оксидом и гидроксидом и наоборот; причинно-следственные связи между строением атома, химической связью и типом кристаллической решетки химических соединений;

характеризовать атомные, молекулярные, ионные металлические кристаллические решетки; среду раствора с помощью шкалы pH;

приводить примеры веществ с разными типами кристаллической решетки;

проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами;

соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

исследовать среду раствора с помощью индикаторов;

экспериментально различать кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами;

использовать при решении расчетных задач понятия «массовая доля элемента в веществе», «массовая доля растворенного вещества», «объемная доля газообразного вещества»;

проводить расчеты с использованием понятий «массовая доля элемента в веществе», «массовая доля растворенного вещества», «объемная доля газообразного вещества».

 

Общеучебные умения и навыки

Учащийся должен уметь:

составлять на основе текста таблицы, в том числе с применением средств ИКТ;

под руководством учителя проводить опосредованное наблюдение;

под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов;

осуществлять индуктивное обобщение (от единичного достоверного к общему вероятностному), т. е. определять общие существенные признаки двух и более объектов и фиксировать их в форме понятия или суждения;

осуществлять дедуктивное обобщение (подведение единичного достоверного под общее достоверное), т. е. актуализировать понятие или суждение, и отождествлять с ним соответствующие существенные признаки одного или более объектов;

определять аспект классификации;

осуществлять классификацию;

знать и использовать различные формы представления классификации.

 

Тема «Изменения, происходящие с веществами»

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

использовать при характеристике веществ понятия: «дистилляция», «перегонка», «кристаллизация», «выпаривание», «фильтрование», «возгонка, или сублимация», «отстаивание», «центрифугирование», «химическая реакция», «химическое уравнение», «реакции соединения», «реакции разложения», «реакции обмена», «реакции замещения», «реакции нейтрализации», «экзотермические реакции», «эндотермические реакции», «реакции горения», «катализаторы», «ферменты», «обратимые реакции», «необратимые реакции», «каталитические реакции», «некаталитические реакции», «ряд активности металлов», «гидролиз»;

устанавливать причинно-следственные связи между физическими свойствами веществ и способом разделения смесей;

объяснять закон сохранения массы веществ с точки зрения атомно-молекулярного учения;

составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы веществ;

описывать реакции с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;

классифицировать химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; тепловому эффекту; направлению протекания реакции; участию катализатора;

использовать таблицу растворимости для определения возможности протекания реакций обмена; электрохимический ряд напряжений (активности) металлов для определения возможности протекания реакций между металлами и водными растворами кислот и солей;

наблюдать и описывать признаки и условия течения химических реакций, делать выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом;

проводить расчеты по химическим уравнениям на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества; с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

 

Общеучебные умения и навыки

Учащийся должен уметь:

составлять на основе текста схемы, в том числе с применением средств ИКТ;

самостоятельно оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов;

использовать такой вид мысленного (идеального) моделирования, как знаковое моделирование (на примере уравнений химических реакций);

различать объем и содержание понятий;

различать родовое и видовое понятия;

осуществлять родовидовое определение понятий.

 

Тема «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

использовать при характеристике превращений веществ понятия: «раствор», «электролитическая диссоциация», «электролиты», «неэлектролиты», «степень диссоциации», «сильные электролиты», «слабые электролиты», «катионы», «анионы», «кислоты»,

«основания», «соли», «ионные реакции», «несолеобразующие оксиды», «солеобразующие оксиды», «основные оксиды», «кислотные оксиды», «средние соли», «кислые соли», «основные соли», «генетический ряд», «окислительно-восстановительные реакции», «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление»;

описывать растворение как физико-химический процесс;

иллюстрировать примерами основные положения теории электролитической диссоциации; генетическую взаимосвязь между веществами (простое вещество – оксид – гидроксид – соль);

характеризовать общие химические свойства кислотных и основных оксидов, кислот, оснований и солей с позиций теории электролитической диссоциации; сущность электролитической диссоциации веществ с ковалентной полярной и ионной химической связью; сущность окислительно-восстановительных реакций;

приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства кислотных и основных оксидов, кислот, оснований и солей; существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;

классифицировать химические реакции по «изменению степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества»;

составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований и солей; молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов; уравнения окислительно-восстановительных реакций, используя метод электронного баланса; уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;

определять окислитель и восстановитель, окисление и восстановление в окислительно-восстановительных реакциях;

устанавливать причинно-следственные связи: класс вещества – химические свойства вещества;

наблюдать и описывать реакции между электролитами с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;

проводить опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ.

 

Общеучебные умения и навыки

Учащийся должен уметь:

делать пометки, выписки, цитирование текста;

составлять доклад;

составлять на основе текста графики, в том числе с применением средств ИКТ;

владеть таким видом изложения текста, как рассуждение;

использовать такой вид мысленного (идеального) моделирования, как знаковое моделирование (на примере уравнений реакций диссоциации, ионных уравнений реакций, полуреакций окисления-восстановления);

различать компоненты доказательства (тезис, аргументы и форму доказательства);

осуществлять прямое индуктивное доказательство.

 

 

 


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Выполнение заданий текущего контроля (тестовые проверочные работы)

Отметка «5»: ответ содержит 90–100% элементов знаний.

Отметка «4»: ответ содержит 70–89% элементов знаний.

Отметка «3»: ответ содержит 50–69% элементов знаний.

Отметка «2»: ответ содержит менее 50% элементов знаний.

 

Оценка устного ответа, письменной контрольной работы (задания со свободно конструируемым ответом):

Отметка «5» ставится, если в ответе присутствуют все понятия, составляющие содержание данной темы (основные законы и теории химии, закономерности протекания химических реакций, общие научные принципы производства неорганических и органических веществ и др.), а степень их раскрытия соответствует уровню, который предусмотрен государственным образовательным стандартом. Ответ демонстрирует овладение учащимся ключевыми умениями, отвечающими требованиям стандарта к уровню подготовки выпускников (грамотное владение химическим языком, использование химической номенклатуры – «тривиальной» или международной, умение классифицировать вещества и реакции, терминологически грамотно характеризовать любой химический процесс, объяснять обусловленность свойств и применения веществ их строением и составом, сущность и закономерность протекания изученных видов реакций). В ответе возможная одна несущественная ошибка.

Отметка «4» ставится, если в ответе присутствуют все понятия, составляющие основу содержания темы, но при их раскрытии допущены неточности, которые свидетельствуют о недостаточном уровне овладения отдельными ключевыми умениями (ошибки при определении классификационных признаков веществ, использовании номенклатуры, написании уравнений химических реакций и т.п.).

Отметка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный (отсутствуют некоторые понятия, необходимые для раскрытия основного содержания темы); в ответе проявляется недостаточная системность знаний или недостаточный уровень владения соответствующими ключевыми умениями.

Отметка «2» ставится, если при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1» при отсутствии ответа.

 

Оценка письменной контрольной работы (задания со свободно конструируемым ответом):

Отметка «5»

ответ полный (присутствуют все элементы знаний) и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»

ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»

работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.

Отметка «2»

работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка «1»

работа не выполнена.

 

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

 

Оценка умений решать расчетные задачи:

Отметка «5»

в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»

в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»

в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»

имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»

задача не решена.

 

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.

Отметка «5»

работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»

работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»

работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»

допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»

работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

 

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»

допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Отметка «1»

задача не решена.

Поставь закладку:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *