Школьный тур олимпиады. 8 класс. 2012 год

Всероссийская олимпиада школьников по химии
I (школьный) тур
2012-2013 учебный год
8 класс

Юный друг!

Внимательно прочитайте условие каждого задания. Проанализируйте его, не спешите с выводами! Возможно, решение будет нестандартным. Излагайте решение четко, логично, грамотно. Аргументируйте свои ответы.

Если полного и точного ответа Вы не знаете, пишите то, в чем уверены: уравнения реакций, начало решения задачи, предварительные расчеты, просто рассуждения. Старайтесь не оставлять такие задания совсем без ответа, в данном случае важно положить в копилку хотя бы немного баллов.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться Периодической системой химических элементов.

Каждое правильно выполненное задание оценивается 20 баллами.

Желаем успеха!

 

Задача 1. В настоящий момент известно 118 химических элементов. Каждому из них присвоено символьное обозначение и дано название. В Периодической системе Д.И. Менделеева каждый элемент находится в отдельной ячейке. В предлагаемом Вашему вниманию кроссворде зашифрованы названия семи из них.

Кроссворд по химии

1. Простое вещество, образованное этим химическим элементом, представляет собой твердое, хрупкое вещество желтого цвета. Оно встречается в природе в самородном состоянии и известно человечеству с самых древних времен. Считалось, что голубое пламя и запах газов, образующихся при горении этого вещества, отгоняют демонов.

2. Этот элемент также известен с глубокой древности. Из него состоят несколько разных простых веществ, два из которых встречаются в природе: алмаз и графит. Все органические вещества содержат этот элемент в своем составе.

3. Из простого вещества, образованного этим элементом, в основном состоит земная атмосфера. Несмотря на это, при «крещении» элемент получил название «безжизненный». Калиевая соль одной из кислот, образуемых этим химическим элементом, входит в состав дымного пороха.

4. Впервые этот элемент был обнаружен не на Земле, а на Солнце спектральным анализом. При обычных условиях простое вещество представляет собой очень легкий негорючий газ, которым наполняют воздушные шары.

5. Один из самых распространенных в природе элементов (6 место по содержанию в земной коре). Будучи активнейшим металлом, в свободном состоянии в природе не встречается. Зато входит в состав обычной поваренной соли, которую мы едим каждый день.

6. На этот элемент приходится 47 % массы земной коры. Образуемое им газообразное простое вещество тоже входит в состав воздуха, но безжизненным этот элемент назвать уж точно нельзя. Интересно, что при сильном охлаждении этот бесцветный газ превращается в голубую жидкость.

7. В быту мы можем встретить этот элемент в коричневой водно-спиртовой настойке, которой обрабатывают небольшие порезы и раны. В природе его умеют накапливать некоторые виды морских водорослей, в частности, морская капуста. Простое вещество при обычных условиях представляет собой кристаллы черно-серого цвета с металлическим блеском. При нагревании превращается в красивые фиолетовые пары.

 

1. Разгадайте этот кроссворд. Ответы напишите в формате «номер – слово».

2. Какой элемент оказался зашифрован в вертикальном столбце? Объясните этимологию названия этого элемента. Напишите его символ и положение в периодической системе. Определите состав атомов этого химического элемента.

 

Задача 2. Определите, в каких фразах говорится о химическом элементе, а в каких – о простом веществе. Верному утверждению в таблице соответствует буква. Выберите эти  буквы и составьте из них фамилию учёного – естествоиспытателя. Какой закон носит имя этого учёного (приведите формулировку).

Химический элемент

Простое вещество

кальций необходим для роста клеток

Р

К

азот входит в состав воздуха

М

О

натрий входит в состав глауберовой соли

О

Е

натрий растворяется в ртути с образованием амальгамы

И

Д

кислород необходим для дыхания

Я

А

хлор получают электролизом расплава поваренной соли

Л

Г

капуста содержит около 0,08% серы

А

Б

фтор входит в состав зубной эмали

В

Н

 

Задача 3. «Парниковый эффект» – следствие деятельности человека: при сжигании различного топлива (бензина, нефти, угля) в атмосферу выделяется огромное количество углекислого газа.

  1. Какое экологически чистое топливо вам известно? Почему оно не находит массового применения?
  2. Напишите формулу углекислого газа, если известно, что в состав его молекулы входят (по порядку) один атом углерода и два атома кислорода.
  3. При неполном сгорании топлива может образоваться угарный газ. Напишите формулу угарного газа, если известно, что в состав его молекулы входят (по порядку) один атом углерода и один атом кислорода.
  4. Определите относительные молекулярные массы углекислого и угарного газов.
  5. Составьте схемы строения атомов углерода и кислорода.
  6. Напишите электронные формулы атомов углерода и кислорода.
  7. Какие из перечисленных явлений относят к химическим: а) испарение воды, б) сжигание угля, в) пожелтение листьев деревьев, г) ржавление железных изделий, д) растворение сахара в воде, е) прогоркание масла.

 

Задача 4.

Существует несколько видов химических формул веществ. В частности, простейшая (она показывает, какие элементы и в каком соотношении входят в состав вещества), молекулярная (показывает, какие элементы и в каком количестве входят в состав молекулы вещества), структурная (показывает, как атомы в молекуле связаны друг с другом). Азот образует несколько соединений с водородом. Известно, что в аммиаке содержится 82,35% азота и 17,65% водорода, а в гидразине  87,5% азота и 12,5% водорода (проценты везде массовые).

  1. Определите простейшие формулы аммиака и гидразина.
  2. Определите молекулярные формулы аммиака и гидразина, если известно, что количество атомов в молекуле аммиака соответствует его простейшей формуле, а в молекуле гидразина – в 2 раза больше числа атомов в простейшей формуле.
  3. Какие это вещества – простые или сложные? Ответ объясните.
  4. Составьте структурные формулы аммиака и гидразина.
  5. Определите тип химических связей в каждом веществе.

 

Задача 5. Мысленный эксперимент.

Имеется смесь, содержащая речной песок, железные опилки и кальцинированная сода. Предложите вариант выделения из смеси всех перечисленных веществ в чистом виде. Какое оборудование вам понадобится для выделения веществ в чистом виде?