Всероссийская олимпиада школьников по химии
I (школьный) тур
2012-2013 учебный год
9 класс
Юный друг!
Внимательно прочитайте условие каждого задания. Проанализируйте его, не спешите с выводами! Возможно, решение будет нестандартным. Излагайте решение четко, логично, грамотно. Аргументируйте свои ответы.
Если полного и точного ответа Вы не знаете, пишите то, в чем уверены: уравнения реакций, начало решения задачи, предварительные расчеты, просто рассуждения. Старайтесь не оставлять такие задания совсем без ответа, в данном случае важно положить в копилку хотя бы немного баллов.
При выполнении заданий Вы можете пользоваться Периодической системой химических элементов, таблицей растворимости и электрохимическим рядом напряжений металлов (рядом стандартных электродных потенциалов).
Каждое правильно выполненное задание оценивается 20 баллами.
Желаем успеха!
Задача 1. Составьте уравнения реакций в соответствии со схемой:
- При необходимости укажите условия протекания реакций.
- Для первых трех реакций составьте сокращенные ионные уравнения.
- Для четвертой реакции составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
- Кто и как впервые получил металлический натрий?
- Натрий относят к группе щелочных металлов. Объясните этимологию названия «щелочные металлы». При необходимости ответ проиллюстрируйте уравнением реакции.
Задача 2. Крокодил Гена взял в столовой стакан чая. Пока ходил за чайной ложкой, старуха Шапокляк подсыпала в чай хлорид бария BaCl2. Она не знала, что повара для придания плохому чаю хорошего цвета добавляют в него соду Na2CO3. Вернувшись, Гена помешал чай и заметил в нем странную муть. Почуяв неладное, Гена отнес чай к знакомому химику. Химик, отфильтровав муть, обнаружил в чае лишь хлорид натрия массой 0,14 г.
- Объясните, что произошло с другими частицами исходных веществ.
- Определите массу соды, которая была в стакане с чаем.
- Рассчитайте массу хлорида бария, который подсыпала старуха.
Задача 3. Двухвалентный металл реагирует с кислородом в соотношении 5 : 2.
- Определите неизвестный металл.
- Напишите формулы, систематические и тривиальные (минералогические) названия известных вам природных соединений этого металла.
- В чем состоит биологическая роль этого металла?
Задача 4. В 1676 году Р. Бойль провел следующий опыт: он взвесил запаянную реторту с порошком металла, нагрел ее, потом охладил до исходной температуры, вскрыл и взвесил снова. На основании этого опыта Р. Бойль сделал вывод, что при нагревании огненная материя проникает через стенки реторты и «… что части огня и пламени могут становиться устойчивыми и весомыми». В 1756 году М.В. Ломоносов повторил опыт Бойля с некоторыми изменениями и сделала вывод, «… что славного Роберта Бойля мнение ложно, ибо…».
- Какую ошибку совершил Р. Бойль?
- Как М.В. Ломоносов изменил опыт Р. Бойля?
- К каким выводам пришел М.В. Ломоносов в результате проведенных опытов?
- Вычислите массу огненной материи, которая, согласно Р. Бойлю, проникла во время нагревания в реторту объемом 5 л (запаянную при н.у.), содержащую 4 г порошка железа.
Задача 5. В трех пробирках находятся водные растворы хлорида натрия, хлорида алюминия и хлорида магния.
- С помощью какого одного реактива можно отличить эти растворы?
- Напишите уравнения реакций, на основании которых произведено определение веществ в молекулярном и сокращенном ионном виде.