Школьный тур олимпиады по химии. 9 класс. 2014-2015 учебный год

Задача 1. Составьте уравнения реакций в соответствии со схемой:

Cu → CuCl2 → Cu(OH)2 → CuO → Cu(NO3)2,

при необходимости укажите условия проведения реакций.

  1. Укажите названия всех веществ, приведенных в схеме.

  2. Укажите цвет следующих веществ: Cu, CuO, Cu(OH)2.

  3. Для первой реакции составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

  4. Для второй реакции составьте сокращенное ионное уравнение.

Задача 2. В 1784 г. французские ученые А. Лавуазье и Ж. Менье пытались найти относительно дешевый способ получения водорода для наполнения аэростатов новых конструкций. 21 апреля 1784 г. они представили Парижской академии доклад о возможности использования водорода, полученного разложением воды железом при сильном нагревании.

  1. Составьте уравнение реакции получения водорода «разложением воды железом при сильном нагревании».

  2. Вычислите массу железа и массу воды, которые потребуются для получения 100 м3 (н.у.) водорода по методу Лавуазье и Менье.

  3. В чем состоит основное правило техники безопасности при работе с водородом?

Задача 3. При обработке нитрата трехвалентного металла холодным раствором щелочи выделился осадок, при прокаливании которого образовался оксид металла(III), содержащий 70 мас.% металла.

  1. О каком металле идет речь?

  2. Составьте уравнения описанных реакций.

  3. Укажите формулы и названия важнейших минералов этого металла.

Задача 4. «Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу известняка. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился… и получилось именно то, что называют негашеной известью. Оставалось только, чтобы на нее попало известное количество воды. Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеной извести. Она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимающий ее уголь и выталкивать его по направлению к пропасти… Скалы, деревья, клад, мумии – все исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями».

Л. Буссенар «Похитители бриллиантов»

  1. Напишите формулы углекислой соли кальция и негашеной извести. Назовите эти вещества по систематической номенклатуре.

  2. Составьте уравнения реакций разложения углекислой соли кальция и взаимодействия негашеной извести с водой.

  3. Напишите все известные вам названия продукта взаимодействия негашеной извести с водой.

  4. Дайте характеристику реакций по следующим признакам: а) число и состав исходных веществ и продуктов реакции, б) изменение степеней окисления атомов, в) тепловой эффект.

Задача 5. В трех пробирках находятся водные растворы хлорида натрия, хлорида алюминия и хлорида магния.

  1. С помощью какого одного реактива можно отличить эти растворы? Ответ обоснуйте.

  2. Опишите ход распознавания и наблюдаемые аналитические эффекты (составьте таблицу взаимодействия).

  3. Составьте молекулярные и сокращенные ионные уравнения всех реакций.