Задача 1. Составьте уравнения реакций в соответствии со схемой:
Cu → CuCl2 → Cu(OH)2 → CuO → Cu(NO3)2,
при необходимости укажите условия проведения реакций.
-
Укажите названия всех веществ, приведенных в схеме.
-
Укажите цвет следующих веществ: Cu, CuO, Cu(OH)2.
-
Для первой реакции составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
-
Для второй реакции составьте сокращенное ионное уравнение.
Задача 2. В 1784 г. французские ученые А. Лавуазье и Ж. Менье пытались найти относительно дешевый способ получения водорода для наполнения аэростатов новых конструкций. 21 апреля 1784 г. они представили Парижской академии доклад о возможности использования водорода, полученного разложением воды железом при сильном нагревании.
-
Составьте уравнение реакции получения водорода «разложением воды железом при сильном нагревании».
-
Вычислите массу железа и массу воды, которые потребуются для получения 100 м3 (н.у.) водорода по методу Лавуазье и Менье.
-
В чем состоит основное правило техники безопасности при работе с водородом?
Задача 3. При обработке нитрата трехвалентного металла холодным раствором щелочи выделился осадок, при прокаливании которого образовался оксид металла(III), содержащий 70 мас.% металла.
-
О каком металле идет речь?
-
Составьте уравнения описанных реакций.
-
Укажите формулы и названия важнейших минералов этого металла.
Задача 4. «Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу известняка. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился… и получилось именно то, что называют негашеной известью. Оставалось только, чтобы на нее попало известное количество воды. Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеной извести. Она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимающий ее уголь и выталкивать его по направлению к пропасти… Скалы, деревья, клад, мумии – все исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями».
Л. Буссенар «Похитители бриллиантов»
-
Напишите формулы углекислой соли кальция и негашеной извести. Назовите эти вещества по систематической номенклатуре.
-
Составьте уравнения реакций разложения углекислой соли кальция и взаимодействия негашеной извести с водой.
-
Напишите все известные вам названия продукта взаимодействия негашеной извести с водой.
-
Дайте характеристику реакций по следующим признакам: а) число и состав исходных веществ и продуктов реакции, б) изменение степеней окисления атомов, в) тепловой эффект.
Задача 5. В трех пробирках находятся водные растворы хлорида натрия, хлорида алюминия и хлорида магния.
-
С помощью какого одного реактива можно отличить эти растворы? Ответ обоснуйте.
-
Опишите ход распознавания и наблюдаемые аналитические эффекты (составьте таблицу взаимодействия).
-
Составьте молекулярные и сокращенные ионные уравнения всех реакций.