Школьный тур олимпиады по химии. 11 класс. 2013-2014 учебный год

Задача 1. Дана цепочка превращений:

цепочка превращений

  1. Напишите уравнения химических реакций, соответствующих следующей схеме превращений. Формулы органических веществ записывайте в структурном виде.
  2. Приведите систематические и тривиальные названия веществ Х1–Х5.
  3. Определите тип каждой реакции.

 

Задача 2. 14 г алкена нормального строения, имеющего геометрические изомеры, присоединяет бромоводород объемом 5,6 л (н.у.).

  1. Определите молекулярную формулу алкена.
  2. Напишите структурные формулы его геометрических изомеров.
  3. Определите типы гибридизации атомов углерода в молекуле алкена.

 

Задача 3. Некий коллекционер, прекрасно владевший основами химии, хранил свои сокровища в небольших сейфах, вмонтированных в стену. На каждом сейфе была надпись, которая показывала его содержимое:

первый сейф

второй сейф

третий сейф

[Xe]6s14f145d10

1s22s22p2

~78 % (…2p3)2 + ~21 % (…2p4)2

Сам коллекционер легко ориентировался в этих загадочных символах, но когда в комнату проник вор… Растерявшийся преступник не мог понять, где же находятся драгоценности, и наудачу вскрыл сейф с самой длинной надписью. Там драгоценностей не было! Сработала сигнализация, вор остался без добычи.

1. Что находится в первом сейфе? В каких жидкостях можно растворить содержимое этого сейфа (приведите два примера таких жидкостей и напишите уравнения соответствующих реакций).

2. Как Вы думаете, какой элемент, и какой драгоценный камень находился во втором сейфе? Какие аллотропные модификации этого элемента Вы еще знаете?

3. Что находилось в сейфе с самой длинной надписью? С какими из перечисленных веществ реагирует содержимое этого сейфа при комнатной температуре: литий, медь, сера, белый фосфор, оксид серы(IV), оксид азота(II), водный раствор гидроксида натрия, водный раствор сульфита калия. Напишите уравнения всех возможных реакций.

Задача 4. При обработке 3,8 г смеси солей карбоната и гидрокарбоната натрия соляной кислотой выделилось 896 мл газа (н.у.). Вычислите массу каждой соли в смеси.

  1. Какой газ выделяется? Приведите все возможные названия этого вещества.
  2. Приведите тривиальные названия карбоната и гидрокарбоната натрия. Где находят применение эти соли?

 

Задача 5. Мысленный эксперимент.

В трех пробирках находятся водные растворы этанола, этаналя и глицерина. В вашем распоряжении имеется необходимое оборудование и растворы CuSO4 5%, NaOH 5%, NaHCO3 10%, FeCl3 5%, KMnO4 1%, H2SO4 10%, [Ag(NH3)2]OH 1%, бромная вода.

Опишите ход определения исходных веществ, используя минимальное количество реактивов (приведенный перечень веществ избыточен). Напишите уравнения реакций, на основании которых произведено определение веществ.