СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование
Содержание образования
Учебно-методическое обеспечение программы
Требования к уровню подготовки обучающихся
Критерии оценивания учебных достижений обучающихся
Примерное поурочное планирование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1089 от 05.03.04; регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 17.01.2006 г. № 15-ПП; Образовательной программы школы, утвержденной приказом директора № 61 от 27.08.2010 г.; программы курса химии 8–11 классов (авт. Габриелян О.С.) и примерной программы основного общего образования по химии.
Данная программа конкретизирует и расширяет содержание отдельных тем образовательного стандарта в соответствии с образовательной программой школы, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательности их изучения с учетом внутрипредметных и межпредметных связей, логики учебного процесса школы экологической культуры. Программа содержит набор демонстрационных, лабораторных и практических работ, необходимых для формирования у учащихся специфических для учебного предмета химия знаний и умений, а также ключевых компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности и бытовой сфере. Реализация программы создает условия для развития экологической культуры учащихся, как основной идеи образовательной программы школы.
Курс химии направлен на:
- формирование у учащихся химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;
- развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически грамотного поведения в быту и трудовой деятельности;
- выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;
- формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.
Содержание курса выстроено с учётом психолого-педагогических принципов, возрастных особенностей школьников. В подростковом возрасте происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по самоорганизации и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. На этапе основного общего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
В основе содержания курса химии лежат ведущие системообразующие идеи:
- материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
- причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
- познаваемость веществ и закономерностей химических реакций;
- объясняющая и прогностическая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;
- конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте веществ и химической эволюции;
- законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;
- наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
- развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
Целями изучения химии в основной школе являются:
- формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического образования для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности;
- формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;
- приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых компетентностей, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решение проблем, принятие решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Задачи изучения химии в основной школе:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Основу изучения курса химии основной школы составляют:
1) деятельностный подход;
2) витагенный подход к изучению предмета;
3) теория поэтапного формирования умственных действий;
4) теория опережающего обучения;
5) идеи системного подхода;
6) принцип интегративного подхода в образовании;
7) использование электронных образовательных ресурсов.
Реализация данной рабочей программы предполагает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- использование для познания окружающего мира различных научных методов (наблюдение, измерение, описание, эксперимент);
- проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов;
- использование для решения познавательных задач различных источников информации;
- представление информации в различном виде, перевод информации из одного вида в другой;
- соотнесение витагенного опыта личности с изучаемым материалом, выявление проблем в интерпретации витагенного опыта с позиций научного знания;
- соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Особенности курса, отличающие его от ФК ГОСа, других программ:
- данный курс как в теоретической, так и в фактологической части является практикоориентированным: понятия, законы, теории, вещества, и процессы рассматриваются в плане их практического значения, использования в повседневной жизни, роли в природе и производстве;
- широкое применение интегративного подхода. Основным интегрирующим элементом является понятие «вещество» во всех формах его проявления. Это способствует формированию единой естественно-научной картины мира;
- применение электронных образовательных ресурсов во время классной и домашней работы;
- увеличена доля химического эксперимента, в том числе лабораторного, выполняемого самими учащимися. Пересмотрены подходы к проведению демонстрационного и лабораторного эксперимента, в частности включены элементы исследовательского характера, проблемный подход к постановке и результатам;
- усиление экологической составляющей;
- высокий теоретический уровень, который позволяет сделать процесс обучения максимально развивающим.
Реализация Р(НР) компонента ГОС осуществляется через:
- включение в содержание учебных тем регионального материала, что способствует формированию ключевой компетентности в гражданско-общественной деятельности и бытовой сфере (содержание обучения, реализующее Р(НР) компонент ГОСа в тексте программы выделено цветом);
- формы учебных занятий и используемые педагогические технологии, способствующие формированию компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
- осуществление оценивания уровня учебных достижений учащихся по трем составляющим образованности.
Реализация содержательных линий образования регионального (национально-регионального) компонента осуществляется в той или иной форме и степени в каждой учебной теме. Содержание каждой из образовательных линий нацелено на выработку практических навыков гармоничного взаимодействия учащихся с природным и социальным миром региона, тем самым, обеспечивает реализацию требований компетентностного подхода в обучении.
Основные направления реализации содержательных линий:
- художественная культура формируется посредством знакомства с художественными памятниками, изготовленными из различных веществ, историей становления и развития некоторых ремесел;
- социально-экономическая и правовая культура – законодательные акты, направленные на сохранение экологической безопасности региона, страны, мира;
- культура здоровья и охраны жизнедеятельности через организацию учебного места, химически правильное поведение для сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей;
- экологическая культура формируется через изучение веществ, их влияния на организм человека, экосистемы;
- информационная культура формируется через изучение и применение различных методов познания (эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция); умение работать с информацией, закодированной различным образом (химическая формула, уравнение реакции, модель молекулы, текст, график, таблица, рисунок).
В разделе «Содержание образования» учебный материал, реализующий или находящийся в идеологии Р(НР)К ГОС, выделен цветом.
Реализация компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта в той или иной степени осуществляется при изучении всех тем.
Первое направление реализации Образовательной программы школы — концептуализация содержания экологического образования и реализация всех содержательных направлений в рамках образовательной системы.
Цель: включение в содержание образования курса химии экологической составляющей, модернизация форм организации образовательного процесса с точки зрения их экологизации.
Задачи:
- содержательное расширение экологического образования: от экологии среды к экологии тела и экологии души;
- углубляющаяся экологизация образовательной системы, которая проявляется в общем процессе экологизации курса химии основной школы;
- расширение исследовательской, проектной деятельности учащихся, направленных на решение экологических проблем деревни, района, области.
Формы реализации:
- включение экологической компоненты образования в содержание курса химии;
Второе направление реализации Образовательной программы школы — создание условий для развития речевой, коммуникативной культуры учащихся.
Цель: создание условий для повышения речевой, коммуникативной культуры учащихся.
Задачи:
- обеспечить освоение учащимися навыков грамотной устной и письменной речи;
- развитие у учащихся коммуникативной культуры;
Формы реализации:
- освоение речевых навыков достигается изменением подхода к их формированию со знаниевого на деятельносто-практический;
- развитие коммуникативной компетентности учащихся достигается за счет применения на практике проблемно-диалогового обучения, игровых технологий, технологии учебных дискуссий.
Третье направление реализации Образовательной программы школы — развитие творческого потенциала личности учащихся.
Цель: создание условий для развития интеллектуального, творческого, личностного потенциала школьников на основе современных психолого-педагогических представлений о развитии личности школьника.
Задачи:
- обеспечить уровень образования, соответствующий современным требованиям, на базе содержания образования курса химии;
- развитие у учащихся самостоятельности мышления и способности к самообразованию и саморазвитию;
- обеспечить условия, учитывающие индивидуально-личностные различия учащихся.
Формы реализации:
- развитие у учащихся самостоятельности мышления и способности к самообразованию и саморазвитию достигается за счет использования принципов развивающего обучения (проблематичность, диалогичность, индивидуализация, содержательного обобщения) и предусматривает как проведение самостоятельных занятий, так и использование этих принципов на обычных уроках;
- условия, обеспечивающие учет индивидуально-личностных особенностей учащихся, достигаются за счет применения уровневой дифференциации как при изучении нового материала, так и при контроле.
С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы целесообразно использовать:
- формы образования – комбинированный урок, учебные лекции, семинары, лабораторные работы, практические работы, дискуссии и др.;
- технологии образования – работу в группах, индивидуальную работу учащихся, модульную, проектную, информационно-коммуникативную и др.;
- методы образования – самостоятельные работы, фронтальный опрос, объяснение, сократический метод, герменевтический метод и др.;
- методы мониторинга знаний и умений обучающихся – тесты, творческие работы, контрольные работы, устный опрос и др.
Программа рассчитана на 105 часов, из расчета – 3 учебных часа в неделю. Предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 4 учебных часов.
Таблица 1. Направления интеграции понятия «вещество» в курсе химии.
Физика |
География |
Биология, экология |
Математика |
История |
Русский язык, литература |
Информатика и ИКТ |
Использование физических понятий, величин, единиц измерения. | Распространение химических элементов и их соединений в неживой природе. | Распространение химических элементов и их соединений в живой природе. | Использование математических понятий (пропорция, производная, логарифм, уравнение, система уравнений), величин, единиц измерения. | Знакомство с биографиями ученых–химиков, их вкладом в развитие науки, культуры, общества. | Использование текстов литературных произведений, содержащих описание применения конкретных веществ, химических явлений. | Преобразование информации с помощью средств ИКТ |
Изучение теорий (законов, явлений), общих для физики и химии (строение атома и вещества, тепловые явления, электролиз, источники тока). | Изучение металлургии, химической промышленности. | Физиологическое действие конкретных веществ. | Решение задач, построение графиков.
Анализ графиков. |
Знакомство с историей становления химической науки, получением конкретных веществ. | Применение лингвистических обозначений (префикс, корень, суффикс) при изучении номенклатуры веществ. | Работа с текстовым процессором, редактором презентаций, электронными таблицами |
Изучение физических свойств веществ. | Привлечение краеведческого материала при изучении конкретных веществ. | Круговорот химических элементов в природе. Влияние антропогенного фактора на распространение веществ в окружающей среде. | Изучение и построение геометрических моделей молекул. | Использование различных словарей (толковый, этимологический). | Работа с прикладными компьютерными программами | |
Экологический, природосообразный подход к решению конкретных проблем. | Развитие культуры речи. | Использование ресурсов сети Интернет |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименование темы (раздела программы) |
Сроки |
Всего час. |
Лаб. работы |
Практ. работы |
Контр- диагностич. |
1. | Общая характеристика химических элементов и химических реакций |
02.09.13-30.09.13 |
13 |
11 |
|
1 |
2. | Металлы и их соединения |
01.10.13-15.12.13 |
29 |
12 |
4 |
2 |
2.1. | Общая характеристика металлов |
01.09.13-27.10.13 |
11 |
3 |
1 |
1 |
2.2. | Представители металлов |
04.11.13-15.12.13 |
18 |
9 |
2 |
1 |
3. | Неметаллы и их соединения |
16.12.13-13.04.14 |
42 |
21 |
4 |
4 |
3.1. | Общая характеристика неметаллов |
16.12.13-17.12.13 |
1 |
|
|
|
3.2. | Водород. Галогены |
18.12.13-19.01.14 |
9 |
4 |
|
1 |
3.3. | Кислород и сера |
20.01.14-16.02.14 |
11 |
4 |
1 |
1 |
3.4. | Азот и фосфор |
17.02.14-16.03.14 |
11 |
6 |
1 |
1 |
3.5. | Углерод и кремний |
17.03.14-13.04.14 |
10 |
7 |
2 |
1 |
4. | Введение в органическую химию |
14.04.14-11.05.14 |
13 |
4 |
|
1 |
5. | Обобщение знаний по химии за курс основной школы |
12.05.14-22.05.14 |
6 |
|
|
1 |
Резервное время |
|
4 |
|
|
|
|
|
Итого |
|
105 |
48 |
8 |
9 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел 1. Общая характеристика химических элементов.
Характеристика химических элементов на основании их положения в Периодической системе химических элементов. Генетический ряд элемента–неметалла, элемента–металла. Понятие о переходных металлах на примере цинка. Генетический ряд переходного металла.
Периодический закон и периодическая система химических элементов: предпосылки создания, эволюция формулировок. Причины периодичности. Значение Периодического закона для развития науки. Личностные качества Д.И. Менделеева.
Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы.
Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ», «тепловой эффект», «направление», «изменение степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества», «фаза», «использование катализатора».
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.
Демонстрации.
- Модели атомов элементов 1—3-го периодов.
- Получение и изучение кислотно-основных свойств гидроксида хрома(III).
- Кислотные свойства оксида хрома(VI).
- Различные формы таблицы Д. И. Менделеева.
- Модель строения земного шара (поперечный разрез).
- Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ.
- Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ.
- Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»).
- Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ.
- Гомогенный и гетерогенный катализы.
- Ферментативный катализ.
- Ингибирование.
- Смещение химического равновесия на примере обратимых реакций: димеризации диоксида азота; хлорида железа(III) с роданидом калия.
Лабораторные работы.
- Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
- Моделирование построения Периодической системы Д. И. Менделеева.
- Замещение меди в растворе сульфата меди (II) железом.
- Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами.
- Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации.
- Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ.
- Моделирование «кипящего слоя».
- Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты при различной температуре.
- Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы.
- Обнаружение каталазы в некоторых пищевых продуктах.
- Ингибирование взаимодействия кислот с металлами уротропином.
Расчетные задачи.
- Решение задач по уравнениям химических реакций на «избыток-недостаток».
Раздел 2. Металлы и их соединения.
Роль металлов в развитии человечества. Использование металлов в искусстве. Каслинское литье. Основные памятники Среднего Урала и своего населенного пункта, изготовленные из металлов и сплавов.
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атомов и кристаллов. Физические свойства. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза), их свойства и значение. Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для прогнозирования химических свойств конкретных металлов. Формы природных соединений металлов как функция их химической активности. Минералы и горные породы. Руды железа, меди, алюминия, ртути. Самородки металлов. Минералы и горные породы Урала, их элементный состав. Руды Урала. Геологические условия их формирования. Экологические проблемы добычи и переработки руд серных и цветных металлов на Среднем Урале. Способы получения металлов. Понятие о металлургии. Электролиз расплавов солей. Условия становления металлургии на Среднем Урале. Роль Демидовых и Д.И. Менделеева в развитии железорудной промышленности на Урале. Уральские ученые-металлурги И.А. Соколов, К.П. Бардин, О.А. Есин. Специфика металлургического сектора Урала и его влияние на социально-экономическое развитие региона. Коррозия металлов и сплавов как результат и как фактор загрязнения окружающей среды. Продукты химической и электрохимической коррозии как загрязняющие вещества. Влияние продуктов коррозии на обитателей водоемов. Борьба с коррозией – борьба за сохранение качества природной среды. Основные методы защиты металлов от коррозии.
Щелочные металлы: строение атомов, кристаллов, физические и химические свойства. Распространение щелочных металлов в природе. Повышение токсичности элементов в пределах подгрупп. Физиологическая роль натрия и калия. Оксиды, пероксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты) щелочных металлов, их свойства и применение.
Щелочноземельные металлы: строение атомов, кристаллов, физические и химические свойства. Распространение щелочноземельных металлов в природе. Кальций и магний – важные макроэлементы, входящие в состав животных и растительных организмов. Оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты, ортофосфаты) щелочноземельных металлов и магния, их свойства и применение. Содержание магния и кальция в организме человека. Участие ионов кальция в процессе свертывания крови. Жесткость воды, обусловленная присутствием в ней карбонатов кальция и магния. Химические и физические методы устранения жесткости воды.
Алюминий: строение атома и кристалла, физические и химические свойства, применение. Важнейшие соединения: оксид, гидроксид (амфотерность оксида и гидроксида) и соли (хлорид, сульфат). Применение соединений алюминия. Физиологическая роль алюминия. Природные соединения алюминия. Антропогенные источники алюминия. Выщелачивание алюминия в водоемах при их закислении. Отрицательное действие ионов алюминия на дыхательную систему рыб.
Железо: строение атома и кристалла, физические и химические свойства. Техногенные источники соединений железа в биосфере. Важнейшие соединения: оксиды, гидроксиды, их амфотерность. Генетические ряды железа(II) и (III). Важнейшие соли железа (хлориды, сульфаты). Качественные реакции на соединения железа(II) и (III). Роль соединений железа в функционировании живых организмов. Общетоксическое действие солей железа(II) (особенно хлорида) на организм человека.
Обобщение: взаимосвязь состава, строения, свойств, применения и получения металлов и их соединений.
Расчетные задачи.
- Определение выхода продукта реакции от теоретически возможного.
- Вычисления по химическим уравнениям массы (объема или количества) одного из веществ, участвующих в реакции по массе (объему или количеству) другого вещества.
- Вычисления по химическим уравнениям массы (объема или количества) одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.
- Вычисления по уравнениям, когда одно из веществ взято в виде раствора определенной концентрации.
- Вычисления по уравнениям, когда одно или несколько веществ взяты в избытке.
Демонстрации.
- Образцы металлов.
- Репродукции чудес света и произведений искусства.
- Образцы сплавов.
- Горение Na, Ca, Al, Fe.
- Взаимодействие Na и Ca с водой.
- Взаимодействие Al с I2.
- Взаимодействие Fe с S.
- Восстановление меди из оксида водородом.
- Электролиз растворов КI, CuCl2.
- Коррозия железа в различных средах.
- Электрохимическая коррозия в системе цинк-медь в кислотной среде.
- Действие продуктов коррозии металлов на развитие водных растений.
- Образцы щелочных металлов.
- Взаимодействие натрия, лития с водой.
- Взаимодействие натрия с кислородом.
- Распознавание Na+, K+ по окраске пламени.
- Горение магния;
- Взаимодействие кальция с водой.
- Известковое тесто, молоко, вода.
- Обнаружение кальция и магния в костной ткани.
- Взаимодействие алюминия с иодом.
- Взаимодействие алюминия с серой.
- Взаимодействие железа с хлором.
- Отношение железа к концентрированным серной и азотной кислотам.
- Руды железа.
- Образцы солей железа.
Лабораторные работы.
- Ознакомление с образцами металлов.
- Знакомство с образцами сплавов железа, меди и алюминия.
- Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
- Изучение руд черных и цветных металлов.
- Сравнение химических свойств гидроксидов натрия и калия.
- Ознакомление с образцами важнейших соединений натрия и калия.
- Получение гидроксида кальция и изучение его свойств.
- Качественные реакции на ионы кальция, бария.
- Взаимодействие алюминия со сложными веществами.
- Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств.
- Взаимодействие железа с соляной кислотой.
- Получение гидроксидов железа(II) и (III) и изучение их свойств.
- Качественные реакции на ионы железа.
Практические работы.
- Определение выхода продукта реакции.
- Осуществление цепочки химических превращений.
- Получение и свойства соединений металлов.
- Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов.
Раздел 3. Неметаллы и их соединения.
Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл».
Водород: положение в Периодической системе, строение атомов, изотопы. Водород – простое вещество: строение молекулы, кристалла, физические и химические свойства, получение и применение. Водород как источник экологически чистой тепловой энергии в будущем. Гидриды металлов — источник водородного топлива для автомобилей сегодня.
Вода. Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение.
Галогены: положение в Периодической системе, строение атомов. Галогены – простые вещества: строение молекул, кристаллов, физические свойства. Химические свойства галогенов: взаимодействие с металлами, водородом, водой, вытеснение галогенов друг друга из растворов солей. Хлороводород и соляная кислота: получение, физические и химические свойства. Хлориды. Качественные реакции на галогенид-ионы. Галогены и их соединения в природе, промышленности, медицине, сельском хозяйстве, быту. Биологическая роль галогенов. Техногенные источники галогенов и их соединений в биосфере. Отрицательное действие галогенов на растительные и животные организмы. Меры по предупреждению попадания галогенов в природную среду.
Халькогены. Положение элементов подгруппы кислорода в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, их характеристика на атомарном, молекулярном и макроуровне. Нахождение халькогенов в природе. Кислород и сера как биогенные элементы. Селен – биологический антиоксидант.
Кислород в природе. Получение кислорода в промышленности и лаборатории. Применение кислорода. Образование озона в природе, значение озона для сохранения жизни на Земле. Озон – сильнейший окислитель и токсикант. ПДК озона в атмосферном воздухе. Применение озона для обеззараживания воды и дезинфекции воздуха в помещениях. Химические свойства кислорода. Горение и медленное окисление. Дыхание и фотосинтез.
Сера в природе. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы. Биологическая роль серы. Применение серы. Сера как элемент, входящий в состав загрязняющих веществ природной среды. Сероводород и сульфиды, их состав, строение, свойства, применение, нахождение в природе. Промышленные способы обезвреживания сероводорода. ПДК сероводорода в атмосфере и сточных водах. Оксид серы(IV) и сульфиты, их состав, строение, свойства, применение, нахождение в природе. Оксиды серы как основные действующие компоненты «токсичных туманов». Промышленные способы обезвреживания оксидов серы. ПДК диоксида серы в атмосфере и сточных водах. Последствия образования сернокислотных осадков. Способы защиты. Оксид серы(VI), серная кислота, их состав, физические и химические свойства. Применение серной кислоты. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Способы обращения с серной кислотой. Сульфаты – соли серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ион. Производство серной кислоты на Урале. Экологические проблемы переработки сульфидных руд и производства серной кислоты на Среднем Урале. Основные факторы воздействия промышленных предприятий на здоровье человека. Способы их нейтрализации.
Положение элементов подгруппы азота в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, их характеристика на атомарном, молекулярном и макроуровне. Нахождение азота в природе, содержание в земной коре, атмосфере, живых организмах. Причины «биогенности» атома азота. Особенности строения молекулы азота. Физические и химические свойства азота. Проблема связанного азота. Применение азота.
Аммиак: состав, строение молекул, физические и химические свойства (окисление, взаимодействие с водой, кислотами). Аммиак как продукт метаболизма и как питательное вещество для некоторых видов микроорганизмов. Естественные и техногенные источники аммиака в биосфере. Биологическая и физиологическая роль аммиака и его солей. ПДК аммиака в атмосфере. Соли аммония (хлорид, сульфат, нитрат, ортофосфат, карбонат), их свойства и применение. Качественная реакция на ион аммония. Оксиды азота: состав молекул, кислотно-основные свойства. Естественные и антропогенные источники поступления оксидов азота в окружающую среду. Оксиды азота как загрязняющие вещества. ПДК оксидов азота в атмосфере. Химические методы очистки газообразных выбросов, содержащих оксиды азота. Азотная кислота и ее свойства. Образование азотной кислоты в природе. Антропогенные источники азотной кислоты в биосфере. Закисление водоемов и почв, последствия этого явления для обитателей этих сред. ПДК азотной кислоты в сточных водах. Окислительные свойства азотной кислоты. Окислительные свойства азотной кислоты как причина ее токсичности. Качественная реакция на нитрат-ион. Круговорот азота. Азотные удобрения. Понятие о нитратном отравлении организма человека.
Фосфор, его аллотропия. Свойства белого и красного фосфора. Фосфор в природе. Важнейшие соединения: оксид фосфора(V), ортофосфорная кислота и ее соли. Качественная реакция на ортофосфат-ион. Круговорот фосфора. Фосфорные удобрения, их использование в сельском хозяйстве. Производство фосфорных удобрений на Среднем Урале. Фосфор – биогенный элемент. Биологическая и физиологическая роль соединений фосфора.
Положение элементов подгруппы углерода в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, их характеристика на атомарном, молекулярном и макроуровне. Углерод. «Биогенность» углерода. Аллотропные модификации углерода (алмаз, графит, карбин, фуллерен), их физические свойства. Адсорбция. Нахождение углерода в природе: содержание в земной коре, атмосфере, организме человека. Химические свойства углерода. Оксиды углерода. Углекислый газ как конечный продукт обмена веществ в живых организмах. Оксиды углерода как загрязняющие вещества, их ПДК в атмосфере. Отравляющее действие угарного газа на организм человека – образование карбоксигемоглобина. Деятельность теплоэлектростанций и парниковый эффект. Источники загрязнения атмосферы на Среднем Урале. Угольная кислота и карбонаты, их состав и свойства. Качественная реакция на карбонаты. Разрушение осадочных пород и памятников архитектуры под действием кислотных дождей. Круговорот углерода. Антропогенное влияние на биогеохимический цикл углерода. Пути сохранения круговорота углерода в природе.
Кремний: аллотропия, физические и химические свойства. Важнейшие соединения: оксид, силикаты, их состав, нахождение в природе и свойства. Качественная реакция на силикаты. Роль кремния в организме растений, животных и человека. Силикатная промышленность: стекло, цемент, керамика. Цементный завод – зона повышенной концентрации пыли. Силикоз. Природоохранные мероприятия, проводимые в стекольной и цементной отраслях промышленности.
Расчетные задачи.
- Определение массовой доли питательного элемента в минеральном удобрении.
- Вычисления по химическим уравнениям массы (объема или количества) одного из веществ, участвующих в реакции по массе (объему или количеству) другого вещества.
- Расчет объемных отношений газов при химических реакциях.
- Вычисления по химическим уравнениям массы (объема или количества) одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.
- Вычисления по уравнениям, когда одно из веществ взято в виде раствора определенной концентрации.
- Вычисления по уравнениям, когда одно или несколько веществ взяты в избытке.
- Определение выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Демонстрации.
- Образцы неметаллов (красный фосфор, серы, хлор, бром, иод, кислород, водород).
- Получение аллотропных модификаций фосфора.
- Горение водорода.
- Восстановление водородом оксида меди(II).
- Растворение перманганата калия или медного купороса в воде.
- Гидратация обезвоженного сульфата меди(II).
- Изготовление гипсового отпечатка.
- Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров.
- Образцы галогенов.
- Взаимодействие меди с хлором.
- Взаимодействие алюминия с иодом.
- Вытеснение хлором брома и иода из растворов их солей.
- Получение хлороводорода, растворение его в воде.
- Свойства соляной кислоты.
- Обесцвечивание окрашенной ткани хлором и гипохлоритом натрия.
- Образцы природных соединений хлора.
- Образцы зубной пасты, тефлона, пластмасс, фотобумаги, препаратов иода.
- Образцы кислорода, серы.
- Получение кислорода разложением перманганата калия.
- Собирание и распознавание кислорода.
- Разложение пероксида водорода под действием каталазы.
- Горение серы в кислороде.
- Горение фосфора в кислороде.
- Горение железа в кислороде.
- Образцы природных соединений серы.
- Получение пластической серы.
- Взаимодействие серы с цинком, железом.
- Горение серы в кислороде.
- Получение сероводорода и изучение его свойств.
- Качественная реакция на сульфид-ион.
- Получение сернистого газа и изучение его свойств.
- Обесцвечивание окрашенной ткани сернистым газом.
- Влияние сернистого газа на рост и развитие растений.
- Разбавление серной кислоты.
- Моделирование сернокислотных дождей.
- Свойства раствора серной кислоты.
- Образцы природных соединений серы.
- Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов.
- Взаимодействие концентрированной серной кислоты с цинком, медью.
- Пассивация алюминия и железа в концентрированной серной кислоте.
- Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром и целлюлозой.
- Образцы сульфатов.
- Корни культур бобовых растений.
- Получение аммиака, его распознавание и растворение в воде.
- Взаимодействие аммиака с хлороводородом.
- Образцы солей аммония.
- Окисление оксида азота(II).
- Смещение химического равновесия в системе 2NO2ÛN2O4.
- Влияние оксида азота (IV) на рост и развитие растений.
- Обезвреживание оксидов азота методом адсорбции на активированном угле.
- Свойства раствора азотной кислоты.
- Взаимодействие азотной кислоты с медью, цинком.
- Пассивация алюминия и железа в концентрированной азотной кислоте.
- Горение скипидара в азотной кислоте.
- Денатурация белка под действием азотной кислоты.
- Образцы нитратов.
- Разложение нитрата калия.
- Разложение нитрата меди(II).
- Разложение нитрата серебра(I).
- Обнаружение нитратов в продуктах питания.
- Получение белого фосфора.
- Образцы природных соединений фосфора.
- Образцы важнейших для народного хозяйства фосфатов.
- Получение и свойства оксида фосфора(V).
- Свойства ортофосфорной кислоты.
- Модели кристаллических решеток алмаза и графита.
- Адсорбция активированным углем.
- Восстановление меди из ее оксида углем.
- Образцы природных соединений углерода.
- Образцы важнейших для народного хозяйства карбонатов.
- Образцы природных соединений кремния.
- Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные работы.
- Получение водорода.
- Качественные реакции на галогенид-ионы.
- Получение и распознавание кислорода.
- Горение серы на воздухе и в кислороде.
- Свойства разбавленной серной кислоты.
- Качественная реакция на сульфат-ион.
- Изучение свойств аммиака.
- Распознавание солей аммония.
- Свойства разбавленной азотной кислоты.
- Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
- Горение фосфора на воздухе и в кислороде.
- Распознавание фосфатов.
- Горение угля в кислороде.
- Получение, изучение свойств и распознавание углекислого газа.
- Переход карбонатов в гидрокарбонаты.
- Разложение гидрокарбоната натрия.
- Качественная реакция на карбонат-ион.
- Сравнение свойств жесткой и мягкой воды.
- Получение кремневой кислоты и изучение её свойств.
Практические работы.
- Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов и халькогенов».
- Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота».
- Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа углерода».
- Получение, собирание и распознавание газов.
Раздел 4. Введение в органическую химию.
Вещества органические и неорганические: сравнение их состава, строения и свойств. Причины многообразия органических веществ: изомерия и гомология. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Классификация органических соединений.
Предельные углеводороды: метан, этан, пропан. Состав, строение молекул, физические свойства. Химические свойства (горение, дегидрирование этана и пропана). Естественные и техногенные источники метана в природной среде.
Непредельные углеводороды: этилен, ацетилен, состав, строение молекул. Физические и химические свойства этилена (горение, гидрирование, гидратация, полимеризация).
Спирты, их состав и классификация. Отдельные представители спиртов (метанол, этанол, глицерин), их физические свойства. Химические свойства метанола и этанола (горение). Применение спиртов. Действие метанола и этанола на организм человека. Этанол – социальный токсин. Алкогольная зависимость, степень ее распространенности в Свердловской области, влияние на физическое и психическое здоровье детей, взрослых. Проблема «пивного» алкоголизма среди подростков. Ценность свободы от алкогольной зависимости.
Карбоновые кислоты на примере уксусной, стеариновой и олеиновой; их состав и классификация. Диссоциация уксусной кислоты. Химические свойства уксусной кислоты (общие с другими кислотами, реакция этерификации).
Сложные эфиры: строение молекул. Жиры как сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот.
Аминокислоты – органические амфотерные соединения. Поликонденсация аминокислот. Полипептиды. Белки, их строение и свойства.
Углеводы, их состав и классификация. Глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза: состав молекул, физические свойства, применение. Фотосинтез. Организация рационального питания. Виды углеводов и проблемы лишнего веса.
Полимеры. Основные понятия: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, макромолекула. Классификация полимеров (природные, искусственные, синтетические), (пластмассы, волокна, эластомеры). Характерные свойства полимеров, обуславливающие их применение. Полиэтилен и полипропилен как примеры стойких загрязняющих веществ. Производство полимеров на Среднем Урале.
Расчетные задачи.
- Расчет объемных отношений газов при химических реакциях.
- Вычисления по химическим уравнениям массы (объема или количества) одного из веществ, участвующих в реакции по массе (объему или количеству) другого вещества.
- Определение выхода продукта реакции от теоретически возможного.
- Вычисления по химическим уравнениям массы (объема или количества) одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.
- Вычисления по уравнениям, когда одно из веществ взято в виде раствора определенной концентрации.
- Вычисления по уравнениям, когда одно или несколько веществ взяты в избытке.
Демонстрации.
- Образцы природных и синтетических органических веществ.
- Шаростержневые модели молекул алканов, алкенов, алкинов.
- Горение метана, обнаружение продуктов горения.
- Отношение метана к бромной воде.
- Отношение метана к раствору перманганата калия.
- Получение этилена.
- Качественные реакции на непредельные соединения.
- Образцы этанола, глицерина.
- Окисление этанола.
- Действие этанола на белок.
- Качественная реакция на многоатомные спирты.
- Образцы карбоновых кислот (муравьиная, уксусная, стеариновая кислоты).
- Получение этилацетата.
- Образцы жиров и масел.
- Растворимость жиров.
- Доказательство наличия функциональных групп в молекулах аминокислот.
- Цветные реакции белков.
- Горение белков (шерсть, птичье перо).
- Денатурация белка под действием солей тяжелых металлов, этанола, формалина.
- Образцы углеводов.
- Коллекция пластмасс, волокон, каучуков.
Лабораторные работы.
- Изготовление моделей молекул углеводородов.
- Свойства глицерина.
- Свойства глюкозы.
- Обнаружение крахмала.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебники
- Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2013. – 319 с.
Рабочие тетради
- Габриелян О.С. Химия. 9 кл. : рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс» / О.С. Габриелян, С.А. Сладков. – М.: Дрофа, 2013. – 221 с.
Методическая литература
- Габриелян О.С. Химия. 9 класс: Настольная книга учителя / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2003. – 400 с.
- Габриелян О.С. Химический эксперимент в школе. 9 класс: учеб.-метод. пособие / О.С. Габриелян, Н.Н. Рунов, В.И. Толкунов – М.: Дрофа, 2005. – 304 с.
Сборники тестов, задач и упражнений
- Габриелян О.С. Тетрадь для оценки качества знаний по химии к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Купцова. – М.: Дрофа, 2013. – 107 с.
- Габриелян О.С. и др. Химия. 9 класс: Контрольные и проверочные работы. – М.: Дрофа, 2004.
- Габриелян О.С. Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8–9 классы. М.: Дрофа, 2005.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Изучаем химию в 9 классе. М.: Блик-плюс, 2003.
- Габриелян О.С. и др. Задачи по химии и способы их решения. – М.: Дрофа, 2004.
Справочные пособия
- Лидин Р.А. Справочник по общей и неорганической химии. – М.: Просвещение: Учеб.лит., 1997.
- Справочник школьника по химии. (составлен самостоятельно)
- Тикунова И.В., Артеменко А.И. Химия. Краткий справочник. – М.: Высш.шк., 2004.
Электронные образовательные ресурсы
- Мультимедийные презентации по всем темам программы для сопровождения уроков. (Разработаны самостоятельно).
- Модули электронных образовательных ресурсов «Химия» (https://fcior.edu.ru).
- Электронное приложение к учебнику (https://drofa.ru).
Материально-техническое оснащение образовательного процесса
- К теме 1 «Общая характеристика химических элементов» 9 класса:
1) таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»;
2) таблица «Растворимость солей, оснований и кислот в воде»;
3) таблица «Ряд стандартных электродных потенциалов металлов»;
4) таблица «Правила техники безопасности»;
5) комплект таблиц «Строение вещества. Химическая связь»;
6) карточки с тестовыми заданиями;
7) инструктивные карточки для лабораторных работ;
8) видеофильм «Химия 8 класс» 2 части, «Менделеев»;
9) компьютер;
10) мультимедийный проектор;
11) комплект компьютерных презентаций;
12) цифровые образовательные ресурсы ФЦИОР;
13) проекционный экран;
14) вещества и материалы согласно перечню лабораторных и практических работ;
15) лабораторное оборудование: штатив для пробирок, пробирки, пробиркодержатель, спиртовка, химические стаканы на 50, 100 мл, колба Эрленмейера на 500 мл, пробирки, ложка для сжигания веществ.
- К теме 2 «Металлы» 9 класса:
16) таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»;
17) таблица «Растворимость солей, оснований и кислот в воде»;
18) таблица «Ряд стандартных электродных потенциалов металлов»;
19) таблица «Правила техники безопасности»;
20) комплект таблиц «Химическое производство. Металлургия», «Металлы»;
21) карточки с тестовыми заданиями;
22) инструктивные карточки для лабораторных и практических работ;
23) видеофильм «Химия вокруг нас»;
24) компьютер;
25) мультимедийный проектор;
26) комплект компьютерных презентаций;
27) цифровые образовательные ресурсы ФЦИОР;
28) проекционный экран;
29) вещества и материалы согласно перечню лабораторных и практических работ;
30) коллекции «Металлы», «Сплавы», «Образцы соединений щелочных металлов», «Образцы природных соединений кальция», «Образцы природных соединений алюминия»;
31) лабораторное оборудование: лабораторный штатив, штатив для пробирок, пробиркодержатель, спиртовка, химические стаканы на 50, 100 мл, пробирки, ложка для сжигания веществ, пробка с газоотводной трубкой, магнит, прибор Кирюшкина, измерительные цилиндры на 500 мл.
- К теме 3 «Неметаллы» 9 класса:
32) таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»;
33) таблица «Растворимость солей, оснований и кислот в воде»;
34) таблица «Ряд стандартных электродных потенциалов металлов»;
35) таблица «Правила техники безопасности»;
36) комплект таблиц «Химическое производство. Металлургия», «Металлы»;
37) карточки с тестовыми заданиями;
38) инструктивные карточки для лабораторных и практических работ;
39) видеофильм «Химия вокруг нас»;
40) компьютер;
41) мультимедийный проектор;
42) комплект компьютерных презентаций;
43) цифровые образовательные ресурсы ФЦИОР;
44) проекционный экран;
45) вещества и материалы согласно перечню лабораторных и практических работ;
46) коллекции «Неметаллы», «Образцы природных соединений галогенов», «Образцы природных соединений серы», «Образцы сульфатов», «Образцы солей аммония», «Образцы нитратов», «Образцы природных соединений фосфора», «Образцы карбонатов», «Образцы природных соединений кремния», «Образцы продуктов силикатной промышленности»;
47) лабораторное оборудование: лабораторный штатив, штатив для пробирок, пробирки, пробиркодержатель, спиртовка, химические стаканы на 50, 100 мл, ложка для сжигания веществ, пробка с газоотводной трубкой, магнит, прибор Кирюшкина, измерительные цилиндры на 500 мл.
- К теме 4 «Введение в органическую химию» 9 класса:
48) таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»;
49) таблица «Правила техники безопасности»;
50) карточки с тестовыми заданиями;
51) инструктивные карточки для лабораторных работ;
52) набор атомов для составления моделей молекул;
53) компьютер;
54) мультимедийный проектор;
55) комплект компьютерных презентаций;
56) цифровые образовательные ресурсы ФЦИОР;
57) проекционный экран;
58) вещества и материалы согласно перечню лабораторных и практических работ;
59) коллекции «Образцы органических веществ», «Образцы карбоновых кислот», «Образцы жиров и масел», «Образцы углеводов», «Пластмассы», «Волокна», «Каучуки»;
60) лабораторное оборудование: лабораторный штатив, штатив для пробирок, пробирки, пробиркодержатель, спиртовка, химические стаканы на 50, 100 мл, пробка с газоотводной трубкой.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Знать / Понимать:
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- иметь представления об истории становления металлургии Среднего Урала;
- знать негативные последствия алкогольной зависимости для психофизического и социального здоровья; основные данные о распространении в Свердловской области; эффективные способы предупреждения возникновения различных видов зависимости;
- знать специфику экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
- знать особенности изменения растительного и животного мира под воздействием промышленного и сельскохозяйственного развития Свердловской области;
- знать методы отбора достоверной и необходимой для решения практических задач информации;
- знать основные методы осуществления природоохранительной деятельности, применяемые в мире, стране, регионе, конкретной местности.
- знать основные источники информации, обеспечивающие активное самообразование, саморазвитие подростка.
Уметь:
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде, участия в экологических акциях двора, школы, микрорайона, ответственного отношения к природе и активной позиции в ее сохранении
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- приготовления растворов заданной концентрации;
- противостояния любым видам зависимостей и тем людям, которые пытаются к ним приобщить
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту; экологической ситуации в регионе, стране, мире;
- поиска различных источников информации для повышения эффективности образования и самообразования; подачи информации при взаимодействии с другими людьми
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Выполнение заданий текущего контроля (тестовые проверочные работы)
Отметка «5»: ответ содержит 90–100% элементов знаний.
Отметка «4»: ответ содержит 70–89% элементов знаний.
Отметка «3»: ответ содержит 50–69% элементов знаний.
Отметка «2»: ответ содержит менее 50% элементов знаний.
Оценка устного ответа, письменной контрольной работы (задания со свободно конструируемым ответом):
Отметка «5» ставится, если в ответе присутствуют все понятия, составляющие содержание данной темы (основные законы и теории химии, закономерности протекания химических реакций, общие научные принципы производства неорганических и органических веществ и др.), а степень их раскрытия соответствует уровню, который предусмотрен государственным образовательным стандартом. Ответ демонстрирует овладение учащимся ключевыми умениями, отвечающими требованиям стандарта к уровню подготовки выпускников (грамотное владение химическим языком, использование химической номенклатуры – «тривиальной» или международной, умение классифицировать вещества и реакции, терминологически грамотно характеризовать любой химический процесс, объяснять обусловленность свойств и применения веществ их строением и составом, сущность и закономерность протекания изученных видов реакций). В ответе возможная одна несущественная ошибка.
Отметка «4» ставится, если в ответе присутствуют все понятия, составляющие основу содержания темы, но при их раскрытии допущены неточности, которые свидетельствуют о недостаточном уровне овладения отдельными ключевыми умениями (ошибки при определении классификационных признаков веществ, использовании номенклатуры, написании уравнений химических реакций и т.п.).
Отметка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный (отсутствуют некоторые понятия, необходимые для раскрытия основного содержания темы); в ответе проявляется недостаточная системность знаний или недостаточный уровень владения соответствующими ключевыми умениями.
Отметка «2» ставится, если при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1» при отсутствии ответа.
Оценка письменной контрольной работы (задания со свободно конструируемым ответом):
Отметка «5»
ответ полный (присутствуют все элементы знаний) и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»
работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
Отметка «2»
работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Отметка «1»
работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Оценка умений решать расчетные задачи:
Отметка «5»
в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»
в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»
в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»
имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Отметка «1»
задача не решена.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.
Отметка «5»
работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»
работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
Отметка «5»
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Отметка «3»
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»
допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Отметка «1»
задача не решена.