Всероссийская олимпиада школьников по химии
I (школьный) тур
2012-2013 учебный год
10 класс
Юный друг!
Внимательно прочитайте условие каждого задания. Проанализируйте его, не спешите с выводами! Возможно, решение будет нестандартным. Излагайте решение четко, логично, грамотно. Аргументируйте свои ответы.
Если полного и точного ответа Вы не знаете, пишите то, в чем уверены: уравнения реакций, начало решения задачи, предварительные расчеты, просто рассуждения. Старайтесь не оставлять такие задания совсем без ответа, в данном случае важно положить в копилку хотя бы немного баллов.
При выполнении заданий Вы можете пользоваться Периодической системой химических элементов, таблицей растворимости и электрохимическим рядом напряжений металлов (рядом стандартных электродных потенциалов).
Каждое правильно выполненное задание оценивается 20 баллами.
Желаем успеха!
Задача 1. Напишите уравнения реакций в соответствии со схемой:
Cr → CrCl3 → CrOHCl2 → CrCl3 → Cr(OH)3 → NaCrO2,
при необходимости укажите условия протекания реакций.
- Назовите все соединения хрома, указанные в цепочке.
- Для первой реакции составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
- Для четвертой реакций составьте сокращенное ионное уравнение.
Задача 2. В 1928 году американскому химику корпорации «Дженерал Моторс» («General Motors Research») Томасу Мидглей младшему удалось синтезировать и выделить в своей лаборатории химическое соединение, состоявшее на 23,53% из углерода, 1,96% водорода и 74,51% фтора. Полученный газ был в 3,52 раза тяжелее воздуха и не горел.
- Выведите формулу соединения.
- Напишите структурные формулы органических веществ, соответствующих полученной молекулярной формуле.
- Назовите все вещества по номенклатуре ИЮПАК.
- Определите тип гибридизации атомных орбиталей углерода в этих соединениях.
Задача 3. Медь встречается в природе в виде минералов халькопирита CuFeS2, ковеллина CuS, халькозина Cu2S, борнита Cu5FeS4, куприта Cu2O, малахита (CuOH)2CO3 и др. При получении меди на первой стадии обычно производится обжиг медной руды на воздухе или в кислороде.
- Расположите названные минералы в ряд по увеличению в них массовой доли меди, подтвердив этот ряд расчетами.
- Напишите уравнение реакции, протекающей при обжиге халькопирита.
- Сколько меди можно выплавить из 1 т борнита, содержащего 15 % примесей, если выход составляет 80%?
Задача 4. Этан был подвергнут каталитическому дегидрированию. Выделившийся водород использовали для восстановления вольфрама из 11,6 г оксида вольфрама(VI). Выход продуктов в первой реакции составил 75%, во второй – 95%.
- Составьте уравнения описанных реакций.
- Определите массу вольфрама, который был получен.
- Определите объем этана, который был подвернут каталитическому дегидрированию.
Задача 5. Мысленный эксперимент.
В пяти пронумерованных пробирках находятся растворы следующих веществ: хлорида калия, гидроксида калия, сульфата цинка, сульфата меди(II).
- Предложите способ распознавания веществ без использования дополнительных реактивов.
- Составьте таблицу парного взаимодействия перечисленных веществ.
- Напишите уравнения реакций в молекулярном и сокращенном ионном виде, на основании которых произведено определение веществ.