Школьный тур олимпиады по химии. 10 класс. 2012 год

Всероссийская олимпиада школьников по химии
I (школьный) тур
2012-2013 учебный год
10 класс

Юный друг!

Внимательно прочитайте условие каждого задания. Проанализируйте его, не спешите с выводами! Возможно, решение будет нестандартным. Излагайте решение четко, логично, грамотно. Аргументируйте свои ответы.

Если полного и точного ответа Вы не знаете, пишите то, в чем уверены: уравнения реакций, начало решения задачи, предварительные расчеты, просто рассуждения. Старайтесь не оставлять такие задания совсем без ответа, в данном случае важно положить в копилку хотя бы немного баллов.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться Периодической системой химических элементов, таблицей растворимости и электрохимическим рядом напряжений металлов (рядом стандартных электродных потенциалов).

Каждое правильно выполненное задание оценивается 20 баллами.

Желаем успеха!

Задача 1. Напишите уравнения реакций в соответствии со схемой:

Cr → CrCl3 → CrOHCl2 → CrCl3 → Cr(OH)3 → NaCrO2,

 при необходимости укажите условия протекания реакций.

  1. Назовите все соединения хрома, указанные в цепочке.
  2. Для первой реакции составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
  3. Для четвертой реакций составьте сокращенное ионное уравнение.

 

Задача 2. В 1928 году американскому химику корпорации «Дженерал Моторс» («General Motors Research») Томасу Мидглей младшему удалось синтезировать и выделить в своей лаборатории химическое соединение, состоявшее на 23,53% из углерода, 1,96% водорода и 74,51% фтора. Полученный газ был в 3,52 раза тяжелее воздуха и не горел.

  1. Выведите формулу соединения.
  2. Напишите структурные формулы органических веществ, соответствующих полученной молекулярной формуле.
  3. Назовите все вещества по номенклатуре ИЮПАК.
  4. Определите тип гибридизации атомных орбиталей углерода в этих соединениях.

 

Задача 3. Медь встречается в природе в виде минералов халькопирита CuFeS2, ковеллина CuS, халькозина Cu2S, борнита Cu5FeS4, куприта Cu2O, малахита (CuOH)2CO3 и др. При получении меди на первой стадии обычно производится обжиг медной руды на воздухе или в кислороде.

  1. Расположите названные минералы в ряд по увеличению в них массовой доли меди, подтвердив этот ряд расчетами.
  2. Напишите уравнение реакции, протекающей при обжиге халькопирита.
  3. Сколько меди можно выплавить из 1 т борнита, содержащего 15 % примесей, если выход составляет 80%?

 

Задача 4. Этан был подвергнут каталитическому дегидрированию. Выделившийся водород использовали для восстановления вольфрама из 11,6 г оксида вольфрама(VI).  Выход продуктов в первой реакции составил 75%, во второй – 95%.

  1. Составьте уравнения описанных реакций.
  2. Определите массу вольфрама, который был получен.
  3. Определите объем этана, который был подвернут каталитическому дегидрированию.

 

Задача 5. Мысленный эксперимент.

В пяти пронумерованных пробирках находятся растворы следующих веществ: хлорида калия, гидроксида калия, сульфата цинка, сульфата меди(II).

  1. Предложите способ распознавания веществ без использования дополнительных реактивов.
  2. Составьте таблицу парного взаимодействия перечисленных веществ.
  3. Напишите уравнения реакций в молекулярном и сокращенном ионном виде, на основании которых произведено определение веществ.