Школьный тур олимпиады по химии. 11 класс. 2012 год

Всероссийская олимпиада школьников по химии
I (школьный) тур
2012-2013 учебный год
11 класс

Юный друг!

Внимательно прочитайте условие каждого задания. Проанализируйте его, не спешите с выводами! Возможно, решение будет нестандартным. Излагайте решение четко, логично, грамотно. Аргументируйте свои ответы.

Если полного и точного ответа Вы не знаете, пишите то, в чем уверены: уравнения реакций, начало решения задачи, предварительные расчеты, просто рассуждения. Старайтесь не оставлять такие задания совсем без ответа, в данном случае важно положить в копилку хотя бы немного баллов.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться Периодической системой химических элементов, таблицей растворимости и электрохимическим рядом напряжений металлов (рядом стандартных электродных потенциалов).

Каждое правильно выполненное задание оценивается 20 баллами.

Желаем успеха!

 

Задача 1. Дана цепочка превращений:

CH3COONa → CH4 → C2H2 → CH3CHO → C2H5OH → CH2=CH−CH=CH2

  1. Напишите уравнения химических реакций, соответствующих следующей схеме превращений. При необходимости укажите условия протекания реакций. Формулы веществ записывайте с помощью структурных формул.
  2. Приведите названия (систематические и тривиальные) всех веществ, указанных в цепочке.

 

Задача 2. Основатель всесоюзных и всероссийских химических олимпиад школьников профессор Московского государственного университета Альфред Феликсович Платэ рассказывал, что в годы Великой Отечественной войны ему было поручено срочно исследовать содержимое двухлитровой тонкостенной металлической ампулы, находившейся в пилотской кабине сбитого вражеского истребителя. По результатам анализа эта жидкость содержала 22 % углерода, 4,6 % водорода и 73,4 % брома (по массе). Результаты анализа ввергли инженеров и военных специалистов в недоумение.

  1. Определите формулу вещества, содержащегося в ампуле.
  2. Назовите это вещество.
  3. Предложите способ получения этого вещества. Можно использовать метан и любые неорганические вещества.
  4. Выскажите ваши соображения о том, с какой целью эта тонкостенная ампула с необычным содержимым была закреплена в пилотской кабине.

Задача 3. Для полного гидролиза 17,8 г твердого жира, образованного только одной органической кислотой, потребовалось 15 cм3 раствора гидроксида натрия с концентрацией 4 моль/л.

  1. Установите формулу жира.
  2. К какому классу органических соединений относят жиры?
  3. Опишите биологические функции жиров.

Задача 4. Имеется смесь металлического кальция, оксида кальция, карбида кальция с молярным отношением 1:3:4 (в порядке перечисления).

  1. Составьте уравнения реакций, протекающих при обработке этой смеси водой.
  2. Какой объем воды может вступить в реакцию с 35 г исходной смеси?

 

Задача 5. Мысленный эксперимент.

В трех пробирках находятся водные растворы этанола, глюкозы и глицерина. В вашем распоряжении имеется необходимое оборудование и растворы CuSO4 5%, NaOH 5%, NaHCO3 10%, [Ag(NH3)2]OH 1%, бромная вода.

Опишите ход определения исходных веществ, используя минимальное количество реактивов (приведенный перечень веществ избыточен). Напишите уравнения реакций, на основании которых произведено определение веществ.