Всероссийская олимпиада школьников по химии
I (школьный) тур
2012-2013 учебный год
11 класс
Юный друг!
Внимательно прочитайте условие каждого задания. Проанализируйте его, не спешите с выводами! Возможно, решение будет нестандартным. Излагайте решение четко, логично, грамотно. Аргументируйте свои ответы.
Если полного и точного ответа Вы не знаете, пишите то, в чем уверены: уравнения реакций, начало решения задачи, предварительные расчеты, просто рассуждения. Старайтесь не оставлять такие задания совсем без ответа, в данном случае важно положить в копилку хотя бы немного баллов.
При выполнении заданий Вы можете пользоваться Периодической системой химических элементов, таблицей растворимости и электрохимическим рядом напряжений металлов (рядом стандартных электродных потенциалов).
Каждое правильно выполненное задание оценивается 20 баллами.
Желаем успеха!
Задача 1. Дана цепочка превращений:
CH3COONa → CH4 → C2H2 → CH3CHO → C2H5OH → CH2=CH−CH=CH2
- Напишите уравнения химических реакций, соответствующих следующей схеме превращений. При необходимости укажите условия протекания реакций. Формулы веществ записывайте с помощью структурных формул.
- Приведите названия (систематические и тривиальные) всех веществ, указанных в цепочке.
Задача 2. Основатель всесоюзных и всероссийских химических олимпиад школьников профессор Московского государственного университета Альфред Феликсович Платэ рассказывал, что в годы Великой Отечественной войны ему было поручено срочно исследовать содержимое двухлитровой тонкостенной металлической ампулы, находившейся в пилотской кабине сбитого вражеского истребителя. По результатам анализа эта жидкость содержала 22 % углерода, 4,6 % водорода и 73,4 % брома (по массе). Результаты анализа ввергли инженеров и военных специалистов в недоумение.
- Определите формулу вещества, содержащегося в ампуле.
- Назовите это вещество.
- Предложите способ получения этого вещества. Можно использовать метан и любые неорганические вещества.
- Выскажите ваши соображения о том, с какой целью эта тонкостенная ампула с необычным содержимым была закреплена в пилотской кабине.
Задача 3. Для полного гидролиза 17,8 г твердого жира, образованного только одной органической кислотой, потребовалось 15 cм3 раствора гидроксида натрия с концентрацией 4 моль/л.
- Установите формулу жира.
- К какому классу органических соединений относят жиры?
- Опишите биологические функции жиров.
Задача 4. Имеется смесь металлического кальция, оксида кальция, карбида кальция с молярным отношением 1:3:4 (в порядке перечисления).
- Составьте уравнения реакций, протекающих при обработке этой смеси водой.
- Какой объем воды может вступить в реакцию с 35 г исходной смеси?
Задача 5. Мысленный эксперимент.
В трех пробирках находятся водные растворы этанола, глюкозы и глицерина. В вашем распоряжении имеется необходимое оборудование и растворы CuSO4 5%, NaOH 5%, NaHCO3 10%, [Ag(NH3)2]OH 1%, бромная вода.
Опишите ход определения исходных веществ, используя минимальное количество реактивов (приведенный перечень веществ избыточен). Напишите уравнения реакций, на основании которых произведено определение веществ.